Однако земледельцев достижения не особенно радуют. Главный вопрос сегодня: куда девать зерно? Для внутреннего потребления региону достаточно миллиона тонн, а хранить излишки негде - все элеваторы забиты под завязку. Продавать за бесценок тоже не хочется. Например, тонна пшеницы третьего класса стоит нынче 7000 рублей - на четверть дешевле, чем в прошлом году. Кое-где, рассказывают аграрии, цены опустились ниже себестоимости. Ситуация накалилась настолько, что стали раздаваться призывы остановить уборку и отказаться сеять пшеницу в следующем году.
На самом деле рынок для зауральского зерна - под боком. По информации департамента АПК, в УрФО небольшие излишки зерна есть только в Тюменской области, но там и своих потребителей хватает. В Свердловской области дефицит около 600 тысяч тонн. А главный покупатель курганской пшеницы - Челябинская область, которой с учетом развитого птицеводства требуется дополнительно порядка миллиона тонн. Правда, оренбуржцы, которые отмолотились раньше курганцев, уже продают зерно на Южном Урале.
Первый заместитель губернатора Курганской области Сергей Пугин приободрил земляков: Зауралье вошло в число 13 регионов, которые получили право бесплатно отгружать зерно для экспортных поставок, то есть в направлении портов. Первоначальная квота на октябрь - 50 тысяч тонн. Регион добивается увеличения ее в два раза. Власти области с нетерпением ждут выхода постановления правительства РФ о субсидировании 100 процентов железнодорожных затрат на перевозку зерна, считая эту меру хорошим подспорьем. А вот аграрии новость восприняли скептически.
- Мы сами никогда не повезем зерно к Черному морю, а повезут перекупщики, поэтому мы от этой преференции не выиграем, - говорит руководитель сельхозпредприятия из Лебяжьевского района Владимир Гусев. - Вот если бы в области была нормальная, честная сельхозкооперация, еще можно было бы на что-то рассчитывать. Но об этом пока одни разговоры. Поэтому мы придерживаем зерно на своих складах в надежде, что объявят интервенцию.
С ее проведением ясности тоже нет. По сведениям департамента АПК, интервенцию могут объявить в декабре. Аграрии нервничают: почему так поздно?
- Минсельхоз каждый год весной публикует приказы о предельных уровнях минимальных цен на зерно при проведении государственных закупочных интервенций, - напоминает глава аграрного комитета облдумы Владимир Остапенко. - В этом году такой документ тоже вышел, и цены в нем указаны неплохие.
Предприниматель Олег Колташов считает, что надеяться на интервенцию бесперспективно: в бюджете нет денег. У него самого три элеватора, и все заполнены.
- Мы просим об одном: создать условия для реализации. Чтобы было достаточно вагонов, нормальная экспортная инфраструктура и доступные тарифы. Это системные проблемы. По большому счету, нужна стратегия устойчивого развития зернового рынка в стране, - говорит он.
Между тем большой урожай и низкие цены на фуражное зерно могут дать толчок развитию животноводства в регионе. Губернатор Алексей Кокорин уже поставил задачу: в 2018 году в каждом районе стадо должно увеличиться не менее чем на сто голов. Предусмотрена господдержка: гранты для начинающих, субсидирование затрат на приобретение племенного скота, строительство животноводческих комплексов.