В нашумевшем документальном фильме Оливера Стоуна "Интервью с Путиным" есть сцена: поздно вечером президент показывает режиссеру возможности своего ситуационного центра (СЦ). Из Кремля Верховный главнокомандующий запрашивает данные о положении в Сирии, дежурный генерал докладывает оперативную обстановку. Камеры, установленные на наших военных объектах в Сирии, работают в онлайн-режиме: видно все, что там происходит.
Но, как мы выяснили, не все возможности работы СЦ показаны в фильме. О задачах, функциях и перспективах развития мы беседуем с "отцом" кремлевского центра Николаем Ильиным.
Вы, конечно, видели президентский центр в "Интервью с Путиным" Стоуна?
Николай Ильин: Видел? Я там находился во время съемки.
То, что мы увидели на экране, - такой он и есть со времен Ельцина?
Николай Ильин: Нет, конечно. Он совершенствуется. 21 год назад, когда мы его создавали, были иные возможности. Президентский СЦ, который вы видели в фильме Стоуна, уже не такой: развивается и модернизируется. В скором времени он станет другим и визуально, и по содержанию. Если Оливер Стоун снова приедет в Москву и его пригласят в Кремль, он ситуационный центр уже не узнает.
Раскрепостим фантазию: когда вы завершите работы, то вместо нынешних плоских экранов будут виртуальные образы собеседников президента: голографические министры, губернаторы?
Николай Ильин: Мы работаем и с 3D-графикой, с интерактивными экранами. Но будут другие программно-аппаратные средства, информационные ресурсы, системы подготовки и принятия решений. В ситуационном центре есть "режиссерская" комната, где реализуется сценарий представления информации. Там сидят высококлассные аналитики, имеющие доступ ко всем информационным ресурсам и существующим российским аналитическим системам. Конечно, сами они никаких решений не принимают, только оперативно подготавливают материалы с экспертными оценками.
В фильме Стоуна запомнился эпизод: президент проводит конференцию с военными в Сирии: на экране - дежурный генерал, докладывает, что и как. Дежурные генералы - ваши люди или прикомандированы от Минобороны?
Николай Ильин: Нет, они к центру не прикомандированы, они служат в министерстве обороны. Сегодня у нас пока около сотни ситуационных центров и 350 специальных ситуационных пунктов. Обеспечен доступ всех министров, губернаторов, полпредов и федеральных инспекторов. Есть также несколько мобильных комплексов: где бы ни находился президент, он может взаимодействовать со всеми, кто ему нужен. И, как правило, в случаях обсуждения важных вопросов связь идет не с дежурными офицерами. Приглашается министр или губернатор для обсуждения насущных проблем.
Вы сказали: уже под сотню СЦ в стране. Ситуационные центры создаются сверху вниз до какого уровня?
Николай Ильин: На федеральном, ведомственном и региональном уровнях. Полный охват намечен к 2020 году. Сейчас ведется модернизация существующих, проектирование и создание новых. В регионах самый продвинутый ситуационный центр - в Санкт-Петербурге - введен в 2006-м, при губернаторе Матвиенко и активно эксплуатируется. На его базе весной этого года создана государственная информационная система "Безопасный город".
Серьезный толчок для развития таких систем был дан прошлогодней конференцией в МГУ. Виктор Антонович Садовничий посвятил ее 20-летию создания президентского ситуационного центра. После этого начали выделять деньги, проводить исследования. Позже я встречался с Николаем Кропачевым, ректором Санкт-Петербургского госуниверситета. Все сегодня говорят о применении социогуманитарных технологий в управлении, а он это уже делает: создал территориально распределенный ситуационный центр на весь университет.
Кроме Москвы и Питера кто еще в передовиках, кто отстает?
Николай Ильин: Толково созданы центры в Ярославской и Воронежской областях. В декабре планируется запустить в Коми, в январе 2018 года - в Архангельской области. Отстают Карелия и Псковская область. Новые губернаторы понимают их необходимость, им объективно нужен такой современный инструмент управления.
Вот ваши аналитики установили: что-что закупается ведомствами по завышенным ценам. Докладывают наверх. Ситуацию исправляют. Но кто-то из влиятельных людей теряет на этом большие деньги и, наверное, сильно гневается...
Николай Ильин: Есть такая проблема. Нам приходится информировать и администрацию президента, и правительство, что не все в порядке у отдельных губернаторов. Не буду называть фамилий, но один руководитель мне высказал обиду: можно видеть лужу, а можно увидеть в этой луже отражение звезд! Обижаются порой на нас и министры.
Губернатор лично вам, скорее всего, ничего сделать не может. Ваши люди, которые на местах для вас собирают информацию, защищены?
Николай Ильин: Отвечу так: мы защищены достоверной, независимой, объективной информацией, что позволяет оценивать состояние социально-экономической, общественно-политической жизни и национальной безопасности в том или ином субъекте, в той или иной отрасли экономики.
Я понимаю, когда президент общается с министром обороны, то там вражеская мышь не проскользнет. Но СЦ в небольшом городе? У нераскаявшихся коллег Эдварда Сноудена не возникнет соблазна через такой центр получить доступ к базам данных всей страны?
Николай Ильин: Наши средства информационной безопасности как раз и обеспечивают защиту информационных ресурсов. Кому не положено - никакой информации не получит и не сможет воздействовать на информационные базы. Кроме того, муниципальное образование не подключается к базам президента или правительства. Городские власти получают доступ только к той информации, которая им нужна для решения своих задач.
Все серверы и хранилища информации на нашей территории?
Николай Ильин: Разумеется.
Я знаю, что у вас ежесуточно обрабатывается 13 тысяч источников информации.
Николай Ильин: Это уже устаревшие данные. Более 15 тыс. статей из сотен центральных и зарубежных СМИ и тысяч региональных источников.
Анализируете, вероятно, соцсети и посты блогеров?
Николай Ильин: Да, хотя это относительно новое для нас направление.
Скажите, а как удается создать объективную информационную картину? Например, блогосфера увлеченно обсуждает конфликт создателя "ВКонтакте" и "Телеграмм" Павла Дурова с бывшим топ-менеджером. Дуров подал на него в суд на 100 млн. Все новости по конфликту автоматом становятся топовыми. Но для 99% страны это совершенно неинтересно. И как вы находите критерии - это важно или нет?
Николай Ильин: Конечно, простых граждан многое из того, что будоражит журналистов и блогеров, не волнует. Наши модели и алгоритмы позволяют определять, что на самом деле волнует людей, их проблемы, чаяния. Это нужно для вовлечение граждан в управление государством, для так называемой обратной связи. А в целом по СМИ - да, стало сложнее работать. Мы обрабатываем эту информацию с 1993 года. Последние десять лет поток информации возрос.
В плане ситуационных центров мы идем в ногу с остальным миром?
Николай Ильин: К моменту открытия нашего первого центра они нас опередили лет на 20. В 1996 году у американского президента было уже несколько СЦ. Один открытый, который показывают по телевизору, и пять закрытых. И в Европе такие центры работали. Они их постоянно модернизируют, развивают, вкладывают огромные деньги.
Сейчас мы уже не отстаем?
Николай Ильин: Сложно сравнивать. Вот, например, в развитых зарубежных странах программно-аппаратные комплексы более мощные, более дорогие. Но интеллектуальная начинка не превосходит нашу.
В целом мы опаздываем, поэтому догоняем и догоняем. Сегодня порядка двух десятков российских академических институтов реально работают у нас по интеллектуализации СЦ: разрабатывают новые модели, методы, алгоритмы управленческих решений. Но еще надо работать и работать. Интеллектуальный фундамент ситуационных центров - математическое моделирование, которое включает методы математической статистики, ситуационный анализ, сценарные модели и др. Не менее важный аспект развития связан с формированием единого информационного фонда...
Это достаточно сложные для обывателя категории. Чтобы было понятно простому человеку: как считаете, будущее не будет таким, как его рисуют творцы фантастических блокбастеров? Это когда вместо людей-экспертов - только компьютеры и киборги?
Николай Ильин: Следующий этап развития - это когнитивные центры. Говоря на понятном для обывателя языке, речь идет об усилении роли экспертов в представлении информации, необходимой для принятия решений. А послезавтра наступит время симбиоза человеческого мозга и искусственного интеллекта, внедрения социогуманитарных технологий в СЦ. Но роботы полностью никогда не заменят людей.
А ваш опыт может быть использован для какого-то общественного объединения? Или для негосударственного предприятия?
Николай Ильин: Да! Может и должен использоваться. Сегодня получают развитие СЦ не только в органах госвласти, но и на предприятиях различных форм собственности, в общественных организациях и объединениях, вузах. Это ведь самый современный инструментарий управления. Могу подсказать, как получить эти знания: 25 октября в Санкт-Петербурге начинает работу форум, посвященный ситуационным центрам как основе цифровой трансформации государственного управления. Проводит Санкт-Петербургский госуниверситет совместно с ФСО России. Участвует администрация президента, аппарат правительства, Совбез, Госдума, Совет Федерации, многие министерства. Подчеркну: ждем первых лиц - министров и губернаторов. Символично, что форум пройдет в Таврическом дворце накануне юбилея революции. Революция продолжается: на этот раз техническая и цифровая.
Справка "РГ"
Ильин Николай Иванович - создатель и лидер отечественной школы в области теории и практики ситуационных центров, информационно-управляющих и информационно-аналитических систем федеральных и региональных органов власти. Заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Академии криптографии РФ, лауреат премии правительства РФ, генерал-лейтенант в отставке.
Можно ли устроиться на работу в государственный ситуационный центр?
- Можно. Предстоит пройти ряд необходимых проверок, иметь подходящее образование. Требования к кандидатам можно узнать на сайте ФСО. Военные приходят из академии, гражданский персонал набирают из ведущих вузов страны.
А если прийти в военкомат и сказать: я хочу служить в ФСО?
- Тоже как вариант. Или позвонить по контактному телефону на официальном сайте ФСО России, написать письмо в веб-приемную.
Журналист, блогер или общественник может размещать информацию "для президента"?
- Информационная база составляется и отбирается из разных источников, никаких индивидуальных договоров по информационному обеспечению сотрудники ситуационных центров ни с кем не заключают.