О "Взгляде" и его значении уже написаны научные работы, статьи, сняты телепередачи. Зрители знают, как сложились судьбы его создателей. О программе можно рассказывать долго, и тем, кто хочет окунуться в то время, можно посоветовать посмотреть субботнее шоу "Сегодня вечером" на Первом канале - там соберутся все причастные. Мы же обратились к трем "взглядовцам" с просьбой вспомнить конкретные сюжеты из программы, которые им запомнились.
Сейчас: Президент НАТ - Национального конгресса по телевидению и радиовещанию.
Тогда: Главный редактор молодежной редакции Центрального Телевидения.
На память приходит не один, а сразу три сюжета. Первый - в котором Марк Захаров предложил похоронить Ленина. Отклики были огромные. Прежде всего, со стороны ЦК КПСС. Ряд заядлых коммунистов выступили против сюжета, прошла большая волна возмущения, и в ЦК сказали, мол, Марк Анатольевич, вы что творите, в такое время и с таким предложением. Хотя я считаю, что это было очень своевременно. Да и сейчас, спустя время, этот вопрос не снимается с повестки дня. Второй сюжет - когда парень из Башкирии нашел хромую лошадь и поселил ее у себя в квартире, чтобы выходить. Трогательная история, которую снимал Влад Листьев, и потом он за него получил "Золотую ветвь" на телевизионном фестивале в Монтре. И третий - где Мукусев разговаривал с мальчиком из Интерната. Тот запел "Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко", и все заплакали, включая самого Мукусева. Сейчас таким никого не удивишь. Но тогда это был очень чистый и искренний, и - самое главное - неспровоцированный сюжет. Потому что сейчас в эфире провоцируют на слезы. А тогда мальчик крепился, не хотел плакать, но не удержался, и отозвалось это во многих сердцах. И слезы самого Володи Мукусева - они тоже были не сыгранными.
Сейчас: Генеральный директор ОТР - Общественного Телевидения России
Тогда: Заместитель главного редактора молодежной редакции, руководитель "Взгляда"
Вспомнил сюжет, который вызвал в свое время большую ругань. Мы как всегда находились в поиске интересного материала, и кто-то привел к нам на передачу старушку-англичанку. Божий одуванчик. Типичная английская старушка. По профессии - художник по фарфору. И у нее была традиция - все свои круглые даты она отмечала в экзотических странах. В Африке, Латинской Америке. 80-летие решила отпраздновать в России. Тогда же это была экзотика - медведи, Горбачев, перестройка... И вот ее пригласили к нам. Как и зачем - не помню. Мы долго совещались, что с ней делать. И решили - пусть она приготовит английский завтрак и угостит им Александра Политковского. Возник вопрос: а что на завтрак? Про бекон и яйца в России еще знали. А вот оливки - это сложнее, и где их взять? У нас были администраторы, которые могли достать, наверное, даже яйца ихтиозавров. Они прошлись по всем гостиницам и нашли несколько кусочков бекона и полпачки оливок. Старушка сделала завтрак и угостила им "Политуру" - так мы называли Политковского. И тут начался скандал! Вначале ведь программы выходят на "Орбиты", на Дальний Восток. Наш руководитель - Владимир Иванович Попов, вроде человек вменяемый, сказал: "Сюжет снять!" Я пошел к нему. Спрашиваю: с чего вдруг такой наезд, разве эта старушка - шпионка? И он мне говорит такую необычную вещь, о которой я не подумал. "Страна живет с пустыми прилавками - 1987 год! Есть нечего. О сыре можно только мечтать, орехи - из области научной фантастики, а эта бабушка на завтрак ест омлет с беконом и оливками. Ты понимаешь, как люди будут на это реагировать. Они же могут выйти на улицу". Начались споры, сюжет в конце концов сняли. Все это привело в итоге к выяснению отношений с Анатолием Малкиным и послужило поводом для его совместного с Кирой Прошутинской ухода из молодежной редакции. Но потом, уже спустя время, я подумал, что Попов, наверное, был прав. Это был "садистский" сюжет. А теперь, когда я недавно смотрел сюжеты про уничтожение санкционных продуктов - у меня те же эмоции. Если бы эти продукты ушли в дома престарелых, больницы - это имело бы смысл. Но давить! Все-таки это не российская традиция уничтожать продукты. У нас к еде очень бережное, особое отношение.
Сейчас: Генеральный директор телекомпании "ВиД"
Тогда: Журналист и ведущий программы "Взгляд"
Когда сегодня вспоминаешь "Взгляд" и погружаешься в то время, довольно трудно объяснить современному читателю, а почему эта телепрограмма была столь популярна. За 30 лет много изменилось. И в лучшую сторону. Таких программ и такого телевидения больше нет. В каждом выпуске мы поднимали проблемы, которые волновали советское общество, но говорить об этом публично было невозможно. Вспоминаю "спортивный" выпуск "Взгляда" накануне зимней олимпиады 1988-го года в Калгари. Наверное, из этой программы запомнился розыгрыш, который мы организовали прямо в студии, когда я общался с Вадиком Листьевым по телемосту "из Калгари", а потом он выходил из московской декорации и оказывался рядом со мной. Конечно, в те годы никто бы не отправил в Канаду нашу съемочную группу. Это было невозможно, и поэтому наша шутка была всем понятна. Но главное в этой программе, это удивительные интервью прославленных лидеров нашего спорта Анатолия Тарасова, Игоря Численко, Вячеслава Фетисова. Программа выходит в эфир за день до открытия Олимпиады, вроде бы такого праздничного события. Но мы узнаем, что на спортивной базе в Новогорске на всю нашу сборную команду существует только один телефонный аппарат, чтобы общаться с родными. И прославленные хоккеисты, которым предстоит отстаивать честь страны на Олимпиаде, вечерами вместо отдыха несколько часов проводят в ожидании возможности поговорить с родными хотя бы 5 минут. И, конечно, "Взгляд" делает интервью с Фетисовым именно в этой очереди. Вроде бы мелочь, но в ней как в капле воды виден стиль всей советской системы: человек - это винтик для решения больших государственных дел, а его жизнь и быт никого не волнуют. Усталый Фетисов рассказывает "Взгляду", что уже сейчас готовится к трагедии, он уже знает, что скоро его карьера закончится, и он будет выброшен на обочину жизни с растраченным здоровьем, без денег и без работы. Собственно говоря, в другом сюжете этого выпуска слова Фетисова подтверждает прославленный футболист Игорь Численко. Он признается в интервью нашей программе, что после завершения спортивной карьеры устроился рабочим на завод. Слова Численко - это сенсация, которыми "Взгляд" был богат. Мы первыми обращали внимание аудитории на то, что было говорить не принято или просто запрещено.
В этом и был весь "Взгляд". В этом выпуске в гостях Никита Михалков. Мы сидим за обычным столом и разговариваем между собой,а не на камеры. Очень искренняя домашняя атмосфера, непридуманное общение между собой и очень важные слова. О том, что профессиональный спорт разрушает здоровье, о том, что великих спортсменов нужно поддерживать после завершения карьеры, о том, что в конце концов им нужно платить нормальные деньги за их титанический труд. Сегодня это кажется совершенно естественным, но в СССР проблемы людей мало кого волновали. А еще для этой программы Листьев снял замечательный сюжет. Из интервью спортивного чиновника выясняется, что все детские сады в Москве должны строиться с бассейнами. Вот Владик и едет по этим детским садам. И ... не находит ни одного бассейна. Концовка сюжета просто феерическая. Мы попадаем на детсадовское занятие физкультурой, где дети лежат на деревянном полу и по команде учителя показывают как плавать брасом, а потом счастливые рассказывают в интервью Листьеву , что очень любят плавать. Вот весь этот абсурд советской жизни и выплывает наружу. На бумаге в каждом детском саду есть бассейн, а в жизни, как в известном анекдоте про сумасшедший дом, дети на полу лишь изображают плавание.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"