Когда на дорогах России появятся такси без водителя
Собственно, из названия компании, которая занимается разработкой машины, видно, для каких целей она готовится. А именно для работы в качестве такси. Но это произойдет еще нескоро. Полевые испытания только начались. А испытания в городской среде предполагается провести лишь в следующем году.
В качестве подопытных кроликов Яндекс использует Toyota Prius и Kia Soul. Уже сейчас эти автомобили способны двигаться по заданному маршруту, определять и объезжать препятствия. Если препятствие объехать нельзя, машина останавливается и возобновляет движение, когда это становится возможным.
За счет чего все это получается? Машины оснащены камерами, которые смотрят в разных направлениях. По картинке с камер программное обеспечение может установить, где находятся другие машины, препятствия, люди. Они же определяют границы проезжей части, распознают знаки и разметку. Стереокамеры определяют расстояние до объектов.
На крыше автомобиля установлен лидар кругового обзора. Грубо говоря, лазерный радар. Эти устройства в системах машинного зрения формируют трехмерную картину окружающего пространства. С его же помощью вычисляются точные расстояния до тех или иных объектов вокруг машины.
Помимо данных с камер и лидара используются показания радиорадара. Он способен "видеть" на большее расстояние - это важно при определении расстояния до объектов на высоких скоростях.
Машина также оборудована датчиками, которые определяют ее местоположение, скорость и направление движения. Это приемники GPS/GLONASS, блок инерциальных измерителей и сенсоры, которые измеряют одометрические данные машины, - например, скорость вращения отдельных колес. На основании всех полученных данных компьютер и принимает решение, как должна двигаться машина. При этом используются различные технологии Яндекса, но в первую очередь - компьютерное зрение.
А теперь еще раз о перспективах. Беспилотник от Яндекс - только в начале большого пути. Ведь даже если его выпустят в городские условия, то потребуется не один и даже не сотня тестов для отладки системы. Для сравнения: Гуглмобиль пробежал сейчас по дорогам 2,5 миллиона километров. В прошлом году он попал в аварию, причем не по своей вине. Так, чтобы в дальнейшем избежать подобной ситуации, разработчики провели еще 3500 тестов.
К тому же в России есть довольно сильное препятствие для выпуска беспилотника в городские условия - наше законодательство. Пока оно не предполагает возможности движения по дорогам общего пользования беспилотных автомобилей. А вот в США та же компания Google добилась разрешения на движение по дорогам беспилотных автомобилей сначала в штате Невада, потом в Калифорнии, а недавно и в Нью-Йорке.