Праздник, который обычно называют Днем лошади, совпал по времени с фестивалем "Спасская башня". Лошадкам повезло: они накрыли себе "поляну" аж на Красной площади. Ну или им устроили праздник - это не важно. Важно, что коням отдали дань уважения. По заслугам и честь.
Самая представительная команда на фестивале - конники Кавалерийского почетного эскорта Президентского полка. Их выступление построено из тематических блоков. Сцена: как в старину провожали кавалеристов на войну. И как ледяной душ после раскаленной бани - внезапно из России переносимся в Андалузию. Знойные красавицы, испанские кастаньеты, зажигательные танцы. Полк "призвал" танцовщиц театра балета "Грация" из Можайска, которые с гусарами и девушками-инструкторами Кавалерийского почетного эскорта устроили искрометное шоу.
Вместе с почетным эскортом выступает детская группа конного церемониала Кремлевской школы верховой езды. Четыре девчонки от 8 до 12 лет на уэльсских пони. Думаете, если твой скакун - всего лишь пони, то скакать легко? Все не так. Пони в отличие от серьезных коней очень трепетные, тревожные и осторожные, боятся резких движений и громких звуков. Но девочки очень неплохо управляются.
А основной состав Кремлевской школы демонстрирует джигитскую лихость и сложные номера, которые выполняют с кажущейся легкостью. Например, галоп с шашками наголо, стоя на седлах. Сначала - на одном, затем на двух конях и даже на трех. Апогей - трехэтажная пирамида из шести наездников, увенчанная флагами.
Все это происходит на конном манеже. А на вечернем представлении выступает только один конь. Под композицию Тины Тернер Simply the Best красавица в алом платье танцует с элегантным всадником в черном фраке на белом коне. Танцовщица узнаваема - Карина Исмаилова из шоу "Ты супер". А всадник - Андрей Ненашев, капитан команды Кремлевской школы верховой езды (во фраке его не каждый и узнает). Конь - орловский рысак по кличке Покер.
Танцуют все трое, включая Покера. Вообще-то холодная и мокрая брусчатка Красной площади не лучшая площадка для копыт, но Покера о том, наверное, не предупредили, и он пляшет отважно и самозабвенно.
Лошади танцуют в такт музыке и в номере "Оперетта" от Росгосцирка. Будут еще номер "Свобода", его название говорит за себя. Режиссер-постановщик - народная артистка России Таисия Корнилова, художественный руководитель - Раиса Шанина. Изюминка в том, что они научили своих коней понимать человеческую речь. Как - секрет. Приходите, попробуйте сами разгадать.
И, наконец, особые гости фестиваля: кони, всадники и танцоры Escuadra Ecuestre de Palmas de Penaflor. Они герои ратных будней. Чтобы доставить нам радость, пролетели через океан с пересадкой в Амстердаме. И сразу на манеж. В их шоу все смешалось: кони, люди. Калейдоскоп танцев: от национальных до загадочно-ритуальных.
Пять чилийских танцовщиц один из номеров исполняют в костюмах, в которых не жарко и на пляже. То есть сеньориты пляшут почти без одежды, в легких сланцах. Их партнеры - те вообще босиком... А какая сейчас в Москве погода - сами знаете. Только любовь и наши аплодисменты их и согревают.
Я расспросил гендиректора Кремлевской школы Бориса Петрова о том, что можно делать зрителям во время конных шоу, а что - нельзя.
В театре принято поощрять артистов криками "Браво!". Какие звуки приятны слуху лошадей? И вообще, можно и нужно ли кричать во время их выступления?
Борис Петров: Кричать можно! Что? Да кричите все, что хотите. Лошадей это не пугает, мы их специально приучаем.
Кстати, зритель, на мой взгляд, и должен себя вести раскованно. Это ведь целая проблема: наш российский зритель часто скован. Я могу сравнивать: за рубежом такие выступления принимают гораздо эмоциональнее. Например, наша школа была гостем праздника, посвященного бриллиантовому юбилею королевы Великобритании. В числе 800 участников и 500 лошадей из 17 стран мира. Королева сама прекрасная наездница. Так вот, в английском Виндзоре зрители устраивали овации, топали ногами (в хорошем смысле, от избытка чувств), кричали. Это нормально. А когда Кремлевская школа верховой езды начала выступление, трибуны встали и всю программу смотрели стоя.
А у нас?
Борис Петров: У нас, чтобы зритель зааплодировал, нередко нужен ведущий, который всех "заводит" и даже подсказывает, когда и кого именно нужно искупать в аплодисментах.
А я бы поспорил: сам был свидетелем того, как вас принимал Крым. В Симферополе был комичный случай: ваши ребята отлично отработали, весь стадион стоя им аплодировал. Начинается следующее выступление, поет замечательная певица. И тут часть джигитов вернулась на поле, чтобы забрать инвентарь. Зрители опять начинают аплодировать. И пока они не ушли со стадиона - другие артисты не могли выступать.
Борис Петров: Что было, то было. Как нас принимали в Симферополе - так там плакать от восторга за своих хотелось...
Фотовспышки, если снимать непосредственно у ограждения манежа, лошадям не мешают?
Борис Петров: Наших лошадей фотовспышки не пугают. Но прорываться к барьеру не стоит. Замечу, что касается фестиваля "Спасская башня": на манеже на Красной площади со стороны зрительских трибун установлен двойной барьер. Для безопасности.
Лошади обожают морковь и яблоки. Морковку с собой никто не носит, а вот яблоки - бывает. Могу я угостить понравившуюся лошадь?
Борис Петров: Даже не могу представить ситуацию, как такое может прийти в голову: во время выступления угостить лошадь яблоком?!
Хорошо, понял. А после выступления?
Борис Петров: А так и бывает. И нередко, особенно в парках. Случалось даже, что предлагали хот-доги.
Лошадям или наездникам?
Борис Петров: Да если бы наездникам! Лошадям! На самом деле это только со стороны кажется, что никто и ничего не замечает. Мы все видим, все контролируем. И никто вам не позволит дать хот-дог лошади. А вот пакеты с морковкой и яблоками после выступления, случалось, нам приносили. Просили передать лошадям. И такие просьбы мы выполняем.