* * *
Набрал 4700 метров. Абсолютная свобода. На такой высоте у края обрыва мне было бы страшно, а в воздухе чем выше, тем безопаснее. "База" (массив облаков, до которого ты можешь подняться. - Ред.) была еще невысокая, и поднабрать я решил ее в облаке. Зря. Не учел, что там тепло, и вместо обычной изморози по стропам потекла вода - бррр! Как только из облака вылетел, все сразу замерзло. Получились очень красивые, прозрачные и блестящие стропы. А внизу стоит жара - у машины по дороге на старт закипел радиатор.
* * *
Небо звездное и утром чистое. "База" на разделительном хребте Бир - Куллу. Ветер попутный, 2 метра в секунду. Получилось взять теплый поток, и на нем я поднялся. Ощущения всегда, будто что-то неуловимое схватил этой тряпочкой. Воздуха не видно, но опыта хватило, чтоб понять, где ему быть, куда его ветром могло снести, как крутились птицы, как облако. Все сопоставил и понял, что вот здесь ему быть. Сел на юго-западный отрог с хорошими участками под завтрашний старт на юг.
* * *
Прошел 60 километров за 3 часа. Сел на плоскогорье: альпийская травка и недалеко пастухи. Своей сублимированной еды взял немного из расчета 800-1000 ккал в сутки (чтоб не утяжелять рюкзак), а это голодный паек. Поэтому быстро поставил палатку, пощипал дикого лука, в изобилии растущего вокруг, заварил пакетик "еды" и двинул в гости к пастухам. Не забыв ложку и кружку! Стоянка пастухов в паре километров, за оврагом. Два брата лет 14 и 17, по-русски не говорят вообще. Радушно накормили ужином: немного мяса и чай.
* * *
В 11.00 вылетел на восток, в ущелье. Попал в место, где потоки чередуются - то восходящий, то нисходящий, и параплан сложился! Я это сложение "прощелкал": болтал по рации, и когда до строп дотянулся, то высоты было уже мало. Выбросил "запаску" (запасной парашют. - Ред.) и сманеврировал только в 3-4 метрах от скал и приземлился. Потом долго не мог унять трясущиеся руки.
* * *
Утром часовая прогулка за водой: нашел снежник в ста метрах вниз по склону. Набрал полуторалитровую бутылку и котелок снега. За время отсутствия ко мне наведались гости - коровы. Залезли в палатку, истоптали, пожевали, немного порвали. И на память "наделали" в нее, сволочи! И сожрали весь чай! Пью теперь горячую воду с солью, ну очень вкусно...
* * *
Ночевал на вершине, тут индуистский монастырь. Это небольшая часовенка за заборчиком, тут же домик, все это на вершине горы 1,5 тыс. м. Сидит баба в оранжевой хламиде, кормит ворон, мантры читает. Потом поговорили - мужик колоритный, понимает по-английски, все байки травит, предлагал травку покурить. А потом говорит: видишь - мальчик (а тому лет 25), бери его с собой, дарю. Мальчик был согласен.
* * *
После 35 км полета высадился на 3400 м у развалин пастушьей кошары. Палатку не ставил, укрылся крылом, было тепло, а снаружи 8 С. Лежал и кайфовал: справа снежные поля, слева понижающиеся хребты, сверху звезды и луна. Жил бы тут, будь рядом метро!
* * *
Погода ухудшилась совсем: все закрыто пеленой, и на отроге с трудом нашел поток +1 - +1.5 м/с. А за предыдущим хребтом, на юг, уже все темно. Рисковать и пробовать перепрыгивать хребет, терять время? Садиться тут же, и непонятно, как стартовать завтра? Попробовать вылететь на юг, к шоссе? За 20 минут вылетел к шоссе, сел на восточном склоне плато, рядом с какими-то сараями и огородами, на высоте 2800 м. Только добрался до ближайшего домика, включили грозу: дождь и ветер под 15 м/с.
В полетах что главное? Вовремя смыться! Я успел.
Кстати
Где выучиться на пилота-парапланериста?
В России сегодня немало школ и клубов, зарабатывающих на обучении полетам под крылом. Выбирайте тот, что имеет лицензию и официальный статус авиационной организации и входит в российские авиационные структуры ОФ СЛА, РОСТО и другие. В России таких много - в Москве "Вектор" и клуб МАИ (его закончил Дружинин), в Краснодаре "Южный ветер", в Санкт-Петербурге - Paragliding, Free spirit в Набережных Челнах, "Бриз" в Феодосии и т.д.
Учеба может происходить и в группе, и индивидуально, и начинается она с теоретической подготовки, где учащихся знакомят с конструкцией параплана, дают основы метеорологии и теории полета. Летной подготовкой занимается инструктор в индивидуальном порядке и в любое время года, практические занятия проходят на специальных парадромах в Московской и соседних областях. После успешного освоения всех курсов учащиеся сдают практический и теоретический экзамены.
Стоимость обучения примерно 25 тыс. рублей. Стоимость параплана - 100 тыс. рублей.
Основные места полетов российских парапланеристов - Кавказ, Памир, Алтай, Альпы, Крым, Индия, Непал, Пакистан.