23.08.2017 22:10
    Поделиться

    Площадь Тверской Заставы у Белорусского вокзала подготовили к открытию

    Площадь Тверской Заставы не узнать. Вместо перекопанных дорог - гладкий асфальт, уложенный дорожниками ночами в минувшие выходные. Трамвайное кольцо, вернувшееся к Белорусскому вокзалу, не торчит из проезжей части, а проходит вровень с ней. И даже памятник Горькому на месте - писатель снова внимательно смотрит на улицу Тверскую, еще не так давно носившую его имя.

    Раскопки длиной в 12 лет

    Словом, все почти как до 90-х годов прошлого века. Будто и не было этих последних 12 лет, когда в 2005-м сюда нагнали огромное количество техники и начали рыть гигантский котлован для подземного торгового центра. Памятник стал для нее помехой, и Горького вывезли на Крымскую набережную, в парк "Музеон". Там он и простоял все эти годы рядом с такими же сосланными скульптурами Дзержинскому, Сталину, Ленину и другим историческим личностям, в разное время по разным причинам ставшим лишними на улицах столицы.

    Одной площади для раскопок прежним властям оказалось мало. И работы начались и через дорогу, за Тверской, в устье Бутырского Вала и улицы Лесной. Там хотели построить дублер Тверского путепровода, чтобы разделить транспортные потоки - по имеющемуся историческому пустить машины только в центр, а по новому мосту - из центра в область. К пониманию того, что пользы от этого не будет никакой, так как дальше транспортный поток все равно уткнется в узкое горлышко, эксперты пришли значительно позже. И вообще правительство Собянина пришло к выводу, что эти проекты только убьют историческую площадь. И начало постепенно, шаг за шагом, не просто восстанавливать ее, но и делать более удобной для москвичей и гостей столицы.

    Посидим на лавочке

    Памятник Горькому работы Веры Мухиной и Ивана Шадра сейчас прекрасно отреставрирован. Вокруг него - ровная площадка будущего сквера. Скоро здесь поставят 47 лавочек и 200 уличных фонарей - чтобы в любое время на площади было светло как днем. И здесь снова можно будет, как прежде, назначать встречи. От потока машин, проезжающих мимо, защитят липы и яблони, которые высадят осенью.

    Комфортнее пешеходам будет и в целом на площади Тверской Заставы. Во-первых, им больше не нужно опасаться наезда машин, так как к имевшимся прежде 10 наземным переходам добавилось еще 12. А во-вторых, просторнее стали сами тротуары - в среднем шириной 10 метров. Как и везде сейчас в столице, где прошла реставрация по программе "Моя улица", они выложены крупноразмерной гранитной плиткой. Ну и что особо нравится москвичам - никаких проводов сверху больше не висит - они убраны в подземные коммуникации. Ну а фасады всех зданий, выходящих на площадь Белорусского вокзала, отреставрированы, окрашены в свои исторические палевые цвета - голубой, розовый, кремовый...

    Общественное пространство в городе надо оберегать так же тщательно, как памятники старины

    Такой порядок и ухоженность особенно важны в районе Белорусского вокзала, говорят эксперты - ведь сюда приходят поезда со всей Европы. Да и туристов, прилетающих самолетом, аэроэкспресс из Шереметьево привозит тоже сюда. Поэтому первое впечатление о Москве да и России в целом многие из них получают именно на площади Тверской Заставы. Впрочем, москвичи тоже небезразличны к ее облику. "Смотрю в окно на площадь Белорусского вокзала и словно в детство возвращаюсь, - говорит Наталья Яковлевна Колли. - Мой дед архитектор Николай Колли, разрабатывавший первый Генплан развития Москвы, получил квартиру в угловом доме на 1-й Тверской-Ямской в 1938-м. Я в ней родилась и в сквере у памятника все детство прыгала в классики. Когда площадь раскопали, было ощущение, что живу теперь в чужом городе. И вот наконец снова дома".

    А мэр Москвы Сергей Собянин, осматривая недавно ход работ у Белорусского вокзала, с удовлетворением отметил, что за последние годы городу удалось вернуть исторический облик уже многим площадям города: "Мы научились бережно относиться к памятникам, восстанавливать их. А общественное пространство часто считалось второстепенным. Это неправильно. Считаю, что оно не менее, а может быть, и более ценно для любого города. Оберегать общественное пространство надо так же тщательно, как и памятники".

    Шелестящий трамвай

    Смогут москвичи оценить уже и модернизацию транспортной схемы. К девяти автобусным маршрутам добавился трамвай - он тоже раньше тут ходил, сняли в 2005-м. Теперь седьмой маршрут пойдет от Белорусского вокзала вместо Сущевской улицы по Палихе и Лесной, а девятый - до станции метро "Новослободская". Заммэра Москвы по транспорту Максим Ликсутов рассказал "РГ": "На трамвае, не спускаясь под землю, от Белорусского вокзала за 23 минуты можно доехать до спорткомплекса "Олимпийский", а за 30 минут - до площади трех вокзалов. То есть связанными получаются уже четыре вокзала". Прогноз транспортников: в сутки вместо нынешних 17 тысяч трамваем будут пользоваться 30 тысяч пассажиров.

    И самое главное для жителей близлежащих домов - беспокойным соседом трамвай не стал. "Знаю, жители улицы Лесной очень волновались, что он будет шуметь и звенеть у них под окнами, - обратил на это особое внимание мэр. - Но этого не произошло, так как мы проложили трамвайные пути совсем другого качества. Да и сам трамвай закупили самый лучший, нашего, российского производства". "Он не звенит, а лишь ласково шуршит по новым рельсам", - поддержал Собянина глава Союза архитекторов России Николай Шумаков.

    Нет причин для волнений, уверяют транспортники, и у автомобилистов - пробок не прибавится. Ведь пойдет трамвай от разворотного кольца через 1-ю Тверскую-Ямскую на Лесную в ту же фазу светофора, что и машины. В целом же пропускная способность перекрестка, по словам эксперта МАДИ профессора Юрия Васильева, даже на 20 процентов увеличится.

    - Мы четко развели все транспортные потоки, собирающиеся на площади перед Белорусским вокзалом, - рассказал он.

    Пересаживаться с одного на другой вид транспорта станет тоже удобнее, так как расстояние от остановок до выхода из Белорусского вокзала втрое сократилось - со 150 до 50 метров. Это, в свою очередь, перераспределит пассажиропоток и, по словам Максима Ликсутова, снизит на 5 процентов загруженность станций подземки на Замоскворецкой и Кольцевой линиях в районе Белорусского вокзала.

    Прямая речь

    Сергей Собянин, мэр Москвы:

    - Работы на площади Тверской Заставы находятся в завершающей стадии. Надеюсь, до конца месяца они будут в основном завершены.

    Поделиться