12.07.2017 19:14
    Поделиться

    СК РФ завершил дело о смертях в доме престарелых под Красноярском

    СК РФ по Красноярскому краю объявил об окончании расследования уголовного дела, фабула которого похожа на бесконечный фильм ужасов, потому как суть триллера - почти два десятка смертей стариков в частном доме престарелых. Причем редко кто из погибших протягивал в так называемом пансионате месяц.

    Фигурант в деле один - директор этого частного пансионата для престарелых под названием "Калина Красная" гражданин Жданов.

    Как рассказала корреспонденту "РГ" старший помощник руководителя ГСУ СК РФ по Красноярскому краю Ольга Шаманская, дело было расследовано по статье 238 Уголовного кодекса РФ - "оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц".

    Вот версия следствия: с сентября 2011 по июнь 2016 года обвиняемый заключал с родственниками престарелых граждан договоры возмездного оказания услуг. По районным меркам, а дом престарелых располагался в поселке Емельяново, стоило проживание стариков недешево - от 15 до 30 тысяч рублей в месяц и выше.

    После помещения в пансионат редко кто из постояльцев, возраст которых от 78 до 93 лет, проживал в нем и месяц

    Договор предусматривал место для круглосуточного проживания постояльца, помощь в поддержании личной гигиены, питание, вызов "скорой помощи" в случае ухудшения самочувствия.

    - После помещения в пансионат редко кто из постояльцев, возраст которых от 78 до 93 лет, проживал в нем и месяц. В среднем около двух недель. При ухудшении состояния здоровья потерпевшим не вызывалась "скорая медицинская помощь", в результате чего наступала смерть, - рассказывают в СК.

    Потерпевшими по делу признаны 15 человек - родственники погибших престарелых. "В ходе следствия доказано 18 случаев гибели престарелых граждан", - сухо сказано в официальном пресс-релизе.

    Тома уголовного дела вместили множество самых разных экспертиз. Они показали "существенные нарушения санитарных норм, опасные для жизни и здоровья постояльцев пансионата. Надо сказать, что до следствия эти же недостатки увидел Роспотребнадзор. Но его предписания остались на бумаге.

    Следователи отправили в прокуратуру информацию для приостановки деятельности учреждения.

    Страшно в этом деле даже не то, что люди умирали, фактически едва переступив порог дома. А то, что их смерть воспринимается директором и его защитниками, а есть и такие, как почти обыденность.

    Теперь слово за судом. Если он согласится с версией следствия, то директор может получить до десяти лет лишения свободы. Выходит, по несколько месяцев за каждую стариковскую жизнь.

    Ситуация с домами престарелых тревожна, и их постояльцы не всегда умирают своей смертью. Об этом в прежние годы говорила череда пожаров с человеческими жертвами. О том же говорят последние случаи, когда инвалид замерз на пороге интерната в Якутске - он шесть часов стучался в запертые двери на морозе. Охрана получила срок в два года. Можно вспомнить три десятка стариков, отравившихся в Калининградской области. Двоих спасти не смогли.

    Только официальная очередь в дома престарелых - несколько десятков тысяч человек. К 2020 году на 100 работающих россиян будет приходиться 54 пенсионера.

    Уже сейчас примерно 15 процентов стариков старше 70 лет не могут жить самостоятельно. И эти цифры будут только расти.

    Прямая речь

    Игорь Напалков, руководитель ГСУ СК России по Красноярскому краю, генерал-лейтенант юстиции:

    - Сложность расследования заключалась в том, что отсутствовали сведения о постояльцах, в разное время проживавших в пансионе, о работниках, осуществлявших за ними уход, а также хоть какая-нибудь документация, подтверждающая финансово-хозяйственную деятельность организации. Все это следователям приходилось собирать буквально по крупицам.

    Есть факт, когда свидетель отказывалась давать показания, опасаясь за свою безопасность. Нам пришлось ее засекретить.

    Объем уголовного дела составил 30 томов.

    Сам обвиняемый вину так и не признал. На этапе расследования он отказывался от дачи показаний. И вообще в содеянном не раскаялся.