17.04.2017 13:00
Поделиться

Как изменился транспорт Москвы благодаря технологиям

Столичный автобус или трамвай сегодня - это не просто средство перемещения из точки А в точку Б. Весь московский наземный транспорт буквально нашпигован высокотехнологичными штучками: здесь и тотальное видеонаблюдение, и спутниковая диспетчеризация, и доступ в Интернет. Такие IT-пакеты есть даже далеко не в каждой современной машине. "РГ" выясняла, как современная "начинка" помогает пассажирам и водителям.

В последние годы столичный транспорт добился больших успехов в точности прибытия на остановки - 94 процента рейсов, по данным "Мосгортранса", выполняются по расписанию. Еще несколько лет назад автобусы, троллейбусы и трамваи ходили гораздо хуже. Сегодня все транспортные средства оборудованы приемниками GPS/ГЛОНАСС и видны через космос у диспетчеров на экранах.

Все треки передвижения передаются туда. Диспетчеры "дирижируют" движением: для соблюдения графика и сохранения интервалов могут "подогнать" автобус, или, наоборот, притормозить его, или вообще поменять трассу, если, например, на пути водителя возник затор или что-то случилось. Сотрудник центра может связаться с водителем как "голосом", так и через сообщения, которые выводятся на бортовой монитор. Кстати, на эту систему завязана и безопасность: весь столичный транспорт оборудован видеонаблюдением: камеры размещены как снаружи, так и внутри салона. В случае ЧП, водитель автобуса может связаться с экстренными службами одним нажатием кнопки, а диспетчер при необходимости прослушать дистанционно, что происходит в салоне.

Благодаря системе спутниковой диспетчеризации, в Москве уже часть трамваев и автобусов работают по "тактовому" расписанию - ходят через равные промежутки времени.

Перед пробками космическая диспетчеризация бессильна, и транспорт там сбивается в "стаи"

Космическая диспетчеризация помогает не только водителям, но и пассажирам. Узнать, когда приедет твой автобус или трамвай может абсолютно любой пользователь планшета или смартфона. Для этого нужно установить приложение Яндекс.Транспорт, оно есть и для устройств на базе Android, и IOS. Все треки от всего транспорта, в том числе и частных городских перевозчиков, Москва передает в Яндекс. На мониторе можно как посмотреть, где же едет долгожданный, проложить маршрут, запросить прогноз, через сколько минут точно прибудет на остановку. Яндекс недавно добавил еще "Будильник" - уже сев на свой трамвай, можно попросить смартфон предупредить, когда транспорт будет подъезжать к конкретной остановке - удобно для тех, кто едет по незнакомому маршруту. Таблички на остановках видны не всегда, или может не работать бегущая строка.

Кстати, у самого "Мосгортранса" тоже вышли совсем недавно тестовые версии его собственного приложения, и в Google Play, и в App Store. Ну а для тех, у кого гаджетов нет, "Мосгортранс" разместил на самых крупных остановках 534 информационных табло, на которых также отображается время прибытия транспорта. Вот только перед пробками, к сожалению, космическая диспетчеризация практически бессильна: если уж на маршруте есть какой-то хронический затор, то там автобусы и сбиваются в "стаи".

Впрочем, здесь может прийти на помощь земная техника, правда, установленная уже не внутри транспорта, а снаружи, прямо на дорогах. В столичном Медведкове сейчас проходит эксперимент по созданию своеобразной "зеленой волны" для трамваев. Все дороги в Москве оборудованы датчиками трафика, вместе со светофорами они увязаны в интеллектуальную транспортную систему - весь трафик просчитывается и виден в ситуационном центре Центра организации дорожного движения. Как рассказал Вадим Юрьев, глава ЦОДД, в Медведкове светофоры на перекрестках настроены таким образом, чтобы давать приоритет трамваям, но при этом и не парализовать движение личного транспорта. Эксперимент идет уже несколько месяцев и показывает хорошие результаты - трамваи поехали на 10-15 процентов быстрее. Кроме того, как сообщили "РГ" в пресс-службе "Мосгортранса", в результате перенастройки светофоров удалось ускорить трамваи на Новощукинской и Краснопрудной улицах - время проезда сократилось на 20-25 минут, а по улице Преображенский Вал - на 15-25 минут.

Ну а чтобы пассажирам не скучно было ехать, наземный транспорт в Москве окутала крупнейшая сеть бесплатного Интернета. Во всех автобусах, троллейбусах и трамваях теперь есть Wi-Fi. Традиционно, за доступ, помимо несложной регистрации через номер телефона, придется посмотреть рекламу. Или заплатить немного денег, чтобы подключить премиальный пакет.