05.04.2017 21:49
    Поделиться

    Журналистка покинула Москву, чтобы развивать мектеб в Дагестане

    Школа, где Надежда Кеворкова преподает историю и обществознание, находится в горном селе Тлондода. 2000 метров над уровнем моря. Вечные снега. Ослепительное солнце.

    Пять лет назад Тлондода могла исчезнуть. Здесь закрывали сельскую школу. И тогда тлондодинцы, которые давно переехали кто в Махачкалу, кто в Москву, кто за границу, придумали уникальный проект - построили школу-интернат для городских детей из семей, покинувших родные места.

    Ворота в ледяное царство

    - Нет работы в горах, семьи уезжают, становится мало школьников, школу закрывают, селение умирает, - описывает обычный ход событий Надежда Кеворкова. Но в тлондодинской школе сейчас учатся 39 человек с 1-го по 11-й класс. Из них 14 детей живут в селении, остальные - приезжие. Многие родители мечтают отдать своих детей в пансион в Тлондоду. В наших классах - от трех до восьми учеников, тогда как городские школы в Дагестане перегружены: учеба в три смены - норма, дети предоставлены сами себе. Кроме того, тлондодинская диаспора решила приглашать хороших учителей. Пансион пока только для мальчиков.

    Мектеб (так называется этот тип учебного заведения) с радостью принял бы в два и три раза больше детей из других селений - запрос громадный, есть богатые люди, которые готовы за право их детей учиться в Тлондоде вкладывать большие деньги, расширять школу, построить отдельное здание для проживания девочек.

    Но некоторые чиновники - и из системы образования, и из администрации, и из спецслужб - под разными предлогами не позволяют присылать детей не из Тлондоды и не позволяют нетлондодинцам финансировать мектеб.

    Жизнь в мектебе платная - деньги идут на питание детей, коммунальные расходы. Это 6-7 тысяч рублей в месяц, для Дагестана довольно большая сумма. Скажем, в Махачкале обучение в частной школе, правда, без функций интерната, стоит примерно столько же.

    Иногда родители приезжают в селение проведать детей. Это праздник для всех - семья останавливается в своем доме, топит печку, раскладывает угощение, и весь мектеб спешит к ним в гости. Особо времени у детей нет, все их свободное время расписано: занятия в школе, уроки, дополнительные дисциплины, кружки, футбол, посильная помощь людям в селении.

    Почему родители хотят увезти детей из большого города в далекое горное село?

    Ну, а почему лучшие семьи 200 лет назад отдали своих детей в Царскосельский лицей? В Стамбуле Галатасарайский лицей уже 500 лет учит элиту турецкого общества. А в Тлондоде веками существовала система подготовки ученых.

    Библиотека вместо Интернета

    Чем необычна тлондодинская школа, в которой обучают по стандартной учебной программе?

    Все ее воспитанники знают тлондодинский язык, учат аварский, арабский, причем не только разговорный, но и коранический. Помимо этого, английский, а кто хочет - еще и французский. Все ученики мусульмане. У них есть общая молитва пять раз в день. Ближе к лету они будут вставать на утренний намаз в 4.30 утра.

    У учащихся нет самостоятельного доступа в Интернет. Таково желание родителей. Зато в школе очень хорошая библиотека. И удивительное дело, в отличие от своих сверстников, которые жить не могут без мобильных приложений, тлондодинские школьники обожают читать книги.

    - Вот как у меня допытываются, почему я уехала в Тлондоду, так и я допытывалась, правда ли, что они не страдают без гаджетов, - говорит Надежда. - Они обычные ребята, любят играть, шалить, обожают футбол и кино про приключения и геройство. Новенькие приходят разболтанными, агрессивными, неорганизованными. Через полгода они меняются на глазах.

    О том, что тлондодинская школа набирает учителей, Надежда узнала случайно. В соцсетях наткнулась на статью своего друга Дениса Соколова, которая называлась "Кто поедет в Тлондоду".

    - Прочитала заметку Дениса и поняла, что хочу в Тлондоду любой ценой. Преподавательский опыт у меня есть. Как-то год преподавала все гуманитарные предметы в одном заводском ПТУ. Позже года два учительствовала в первой православной гимназии. Еще несколько лет я читала университетский курс по истории. Я созвонилась с руководством школы, и мне сначала предложили просто приехать присмотреться.

    Сомнения были, и еще какие! Я еще не знала, как смогу приспособиться жить в этом ледяном царстве. Но я все-таки вернулась. Меня поселили в доме с красивым убранством на вершине селения. Здесь есть и вода, и отопление, и ванная. Когда очень холодно, топлю печку.

    Такая история

    Жить в Тлондоде непросто, но очень интересно, - рассказывает Надежда. - Есть много профессиональных бонусов. За это время я сделала два больших проекта, которые никогда бы не осилила в Москве: в городской суете время утекает стремительно.

    Ну и конечно, есть множество любопытных наблюдений, довольно забавно воспринимать привычные страницы истории глазами горцев. Вот, скажем, непросто рассказать мусульманам, да еще и детям, из-за чего произошел церковный раскол. Или растолковать, с чего это новгородцы пригласили Рюрика. Или объяснить привычный для русского уха драматизм Смутного времени или сложность политического расклада на Куликовом поле.

    Есть и неоспоримые преимущества. Объяснять принципы античной архитектуры в горном селении одно удовольствие - идешь от здания к зданию и показываешь, как строился Парфенон и Авгиевы конюшни.