28.02.2017 09:44
Поделиться

В Волгоградской области начали собирать автобусы с газовым двигателем

Крупный автопроизводитель в городе Волжском готов начать серийный выпуск автобусов, использующих в качестве топлива компримированный природный газ (КПГ). Первые 130 машин уже колесят по дорогам региона. В таком объеме в России за газомоторы еще не брались. Но будут ли они сегодня востребованы, ведь сеть газовых заправочных станций далеко не так хорошо развита, как бензиновые АЗС, да и пунктов техобслуживания для такой техники практически нет?

Тема перевода общественного транспорта на газомоторное топливо в России сегодня остается актуальной. Согласно распоряжению правительства от 13 мая 2013 года о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива, к 2020 году в российских городах с населением больше одного миллиона жителей на газомоторное топливо (ГМТ) должно быть переведено не менее половины парка общественного транспорта и дорожно-коммунальной техники. Таких городов в России около полутора десятков.

В 2014 году правительство РФ одобрило программу субсидирования регионов России на закупку муниципального транспорта на ГМТ. За два года по этой программе выделено в общей сложности чуть больше 6,6 миллиарда рублей, на которые приобрели более двух тысяч единиц техники.

Как раз субсидирование и позволило администрации Волгограда обновить автопарк местными автобусами.

- Новые автобусы приобретены на бюджетные средства на условиях софинансирования: половина их стоимости оплачена из городского бюджета, половина - из федерального, - говорит заместитель председателя комитета транспорта администрации Волгограда Наталья Григорян. - Это современные автобусы большой вместимости, оснащенные оборудованием для перевозки маломобильных групп населения. Сейчас в мэрии рассматривается возможность дальнейшей реализации муниципальной программы.

По сведениям пресс-службы администрации Волгоградской области, для обеспечения пассажирских перевозок в полном объеме региону необходимо еще около 200 машин.

- Мы готовы выпустить любое количество газомоторов, которое позволят наши производственные мощности. Модельный ряд сегодня представлен машинами среднего класса, низкопольными и полунизкопольными автобусами, - говорит представитель пресс-службы автозавода Кирилл Урванцев. - Но пока подписанных договоров нет. Ведутся переговоры с несколькими регионами, и перечень клиентов на этот год формируется.

Кстати, волжские машины уже пополнили автопарки Оренбургской, Самарской и Владимирской областей, Крыма, Краснодарского края и Санкт-Петербурга.

С тем, что компримированный газ оказывает гораздо меньше воздействия на окружающую среду в сравнении с обычным топливом, согласны все. Эксперты говорят, что выброс токсичных веществ в атмосферу при работе на газомоторном топливе в пять раз ниже. Но чтобы проект "поехал", необходима соответствующая инфраструктура. Пока же газовые заправки встречаются гораздо реже, чем бензиновые.

Эксперты считают, что причин тому несколько. Прежде всего нефтегазовые компании, проявившие поначалу инициативу в этой сфере, средства в нее вкладывать не спешат, объясняя столь осторожный подход отсутствием спроса. Кризис и понижение платежеспособности тоже негативно повлияли на строительство сетей газовых АЗС.

Хотя в Волгоградской области проблема постепенно решается: ООО "Газпром газомоторное топливо" за счет собственных средств до 2018 года намерено построить ряд специализированных АЗС. Первый комплекс появился в Красноармейском районе Волгограда. В 2017 году планируется сдать еще три: в областном центре, в Волжском и Михайловке. В следующим году газовую АЗС обещают построить в Котельниково. Кроме того, совместно с автодилерами идет создание сервисных центров для газомоторной техники.

Объем вложений в реализацию этого проекта в 2016 - 2018 году превысит 143 миллиона рублей, - такую сумму указали в областной думе. Впрочем, региональная власть решила поддержать инвестора и предоставить ему льготу на арендную плату за используемые земельные участки.

Возможно, газовики проявят ответную благодарность. Во всяком случае депутаты облдумы попросили их рассмотреть возможность расширения числа новых АЗС. В частности, пока неохваченными остаются заволжские районы. Поэтому желателен хотя бы один заправочный пункт в Быковском, Николаевском или Старополтавском районе.

Несмотря на то что говорить о полноценной сети заправок в регионе пока рано, законодатели уже размышляют о системе мотивирования клиентов.

- В качестве примера можно взять электронные бонусные карты крупных автозаправочных сетей. Весь областной и муниципальный транспорт целесообразно оснастить скидочными картами для пользования газонаполнительными станциями, это удобно и даст экономию бюджетных средств, - предлагает председатель комитета по экономической политике облдумы Руслан Шарифов.

Компетентно

Виктор Костюков, ведущий аналитик компании "Алгоритм топливный интегратор":

- Дело с заправками КПГ на территории РФ остается непростым. Для сравнения: в России их сейчас 300, в США - 1600, в Пакистане - 3000 и 6500 - в Китае. Между тем объем продаж КПГ вырос с 2011 года практически в два раза и составляет около 600 миллионов кубических метров.

Что касается рынка сжиженного углеводородного газа (СУГ), то и здесь проблем не меньше. Производство СУГ в России за 12 лет увеличилось в два раза. В настоящее время существует более трех тысяч заправочных станций, продающих пропан-бутан. Однако, как отмечают эксперты, значительная часть из них работает нелегально, что ограничивает возможность пользования их услугами, особенно для юридических лиц. Количество же автомобилей, работающих на этом газе, ориентировочно составляет 1,1 миллиона, или около двух процентов от общего автопарка.

Положительные сдвиги, конечно, добавляют оптимизма участникам рынка СУГ, однако для них очевидным является и то, что создание нормально функционирующей инфраструктуры, оснащение транспорта и заправок качественным современным оборудованием потребует серьезной и кропотливой работы. Не радует и то, что сейчас в крупнейших мировых автоконцернах разработчики заняты поиском и разработкой свежих технологических решений для создания автотранспорта нового поколения. И газ в этом списке не фигурирует.