17.10.2016 21:40
    Поделиться

    Дмитрий Сорокин: Квалифицированный труд не может быть дешевым

    Прошлую колонку я закончил обещанием рассказать, почему наши предприниматели не испытывают интереса к технологическому развитию, без которого невозможно поднять производительность труда. Рассказываю.

    Еще в XVIII веке экономисты объясняли, зачем предприниматель использует технологические новшества, которые сейчас называют инновациями. Для предпринимателя - это один из инструментов конкурентной борьбы за удержание своего места на рынке, за расширение своего дела, за освоение новых рынков.

    Не стоит ждать от человека, которому не хватает денег на жизнь, более интенсивной работы или освоения новаций

    Однако надо помнить, что технологические новшества - вещь недешевая. Надо найти средства для новой техники и технологии, а ведь новая техника всегда дороже. Найти или подготовить кадры, которые способны освоить эту новую технологию. Потратиться на продвижение новой взамен привычной потребителям продукции. Занять в банке под нынешние непомерные проценты? И вспомнит такой предприниматель, что инновации - это всего лишь один из инструментов конкурентной борьбы? Есть и другие, которые при определенных условиях и дешевле, и надежнее. И если такие инструменты есть, то зачем рисковать, внедряя в налаженный бизнес инновации?

    Два века назад, в 1724 году, первый российский политэконом, предприниматель и изобретатель Иван Посошков передал в администрацию тогдашнего руководителя России Петра I свою рукопись, посвященную экономике тогдашней России - "Книгу о скудости и богатстве".

    В том числе в той книге было написано: "В российских наших правителях есть рассуждение на сие дело самое не здравое, ибо русского человека ни во что ставят, и накормить его не хотят, чтобы он доволен был без нужды. ...И не дачей полного кормления у русских людей охоту и к мастерству прилежание тем пресекают и размножиться доброму художеству не допускают". Напомним, что в те времена "добрым художеством" называлась промышленно-ремесленническая деятельность. То есть, говоря современным языком, низкая заработная плата препятствует распространению инноваций.

    Посмотрим глазами экономиста на картину Ивана Репина "Бурлаки на Волге", написанную спустя полтора века после книги Посошкова. Там, справа, у горизонта дымит паровым двигателем пароход. Спрашивается: почему предприниматели, стоящие на барже, которую тянут бурлаки, предпочитают использовать их труд, а не такую инновацию, как паровой двигатель? Ответ ясен: бурлаки - дешевле.

    Мы часто говорим: наше конкурентное преимущество - это то, что у нас квалифицированная, но дешевая рабочая сила. Да не может быть квалифицированный труд дешевым. Дешевая рабочая сила - враг технического прогресса. Экономическая теория давным-давно сформулировала пределы применения в производстве новой техники: новая техника используется тогда, когда затраты на каждую единицу произведенной с ее помощью продукции меньше, чем затраты на оплату труда, производящего эту же единицу продукции. И если используется дешевый труд, то новая техника становится просто невыгодной. Почему США сумели сделать технологический рывок, сделавший их передовой технологической державой? Эта страна формировалась как страна иммигрантов. Рабочих рук, тем более квалифицированных, не хватало, и, соответственно, труд стоил дорого. Отсюда и ускоренное освоение новой техники и технологий.

    Почти половина тех, кто относится в России к малоимущим и бедным, это люди, занятые в экономике

    А в том же СССР, начиная с индустриализации, труд был дешев. Неважно, это был труд заключенных ГУЛАГа или труд энтузиастов. Люди старшего поколения помнят, как срезали расценки за сделанную продукцию, когда кто-то из передовиков начинал превышать установленную норму выработки. Однажды это закончилось новочеркасской трагедией, когда была расстреляна демонстрация недовольных этим рабочих. Поэтому и в середине 1970 годов в промышленности СССР, при всех достигнутых грандиозных технологических прорывах, чуть ли не половина работников была занята ручным неквалифицированным трудом. Отставание в техническом прогрессе повлекло отставание в производительности труда и в итоге к проигрышу в глобальной экономической конкуренции.

    Существуют сегодня технологии, позволяющие быстро и качественно преодолеть нашу вековечную беду - дороги? Конечно. Правда, они дороже, чем стоит труд тех, кто сегодня строит эти дороги, а потом бесконечно их ремонтирует. И до тех пор, пока есть возможность использовать этот дешевый труд, никакие призывы не заставят предпринимателей использовать современные технологии дорожного строительства.

    Надо поднимать машиностроение, которое формирует технологическую базу производства. Но средняя зарплата в производстве машин и оборудования постоянно ниже средней, прямо скажем, невысокой зарплаты в экономике. Известно, что оплата труда должна расти в меру роста производительности труда. Но, по последним опубликованным данным, почти половина тех, кто относится к малоимущим, т.е., попросту говоря, к бедным, это люди, занятые в экономике. Причем это не пенсионеры. Можно ли ждать от человека, которому не хватает средств на нормальную жизнь, более интенсивной работы или освоения новой техники?

    Однако последний прогноз минэкономразвития предполагает, что к 2019 году среднемесячная реальная заработная плата окажется примерно на 7 процентов ниже, чем она была в 2014-м, а производительность труда вырастет почти на 4 процента. Рост производительности труда при снижении его оплаты, прямо скажем, новое слово в экономической науке. Но избыток дешевой рабочей силы - это только одна из причин, что отвращает предпринимателя от технического развития. Так что наш разговор еще не окончен.