09.10.2016 22:05
Поделиться

Польша отказалась покупать французские вертолеты

Франсуа Олланд  разгневался и рубанул сплеча, поставив крест на официальном визите в Польшу, намеченном на 13 октября.

Министру обороны Франции Жан-Марку Ле Дриану, который должен был побывать в Варшаве накануне, также было велено распаковать чемоданы.

Во французской столице считают отказ от сделки "надуманным предлогом"

Причина, пожалуй, самого серьезного за последнее время дипломатического кризиса между Парижем и Варшавой в скандальном отказе польских властей от контракта но покупку 50 военных вертолетов Caracal концерна Airbus Helicopters.

Весной прошлого года французы выиграли тендер, соревнуясь с  конкурентами из Италии и США. Поляки тогда заявили, что аэробусовские винтокрылые машины их, якобы, устраивают как с технической, так и экономической точки зрения. На юге-западе Франции под Тулузой, где находятся производственные площади концерна, закипела работа. Вложены десятки миллионов евро, в цехах запущена сборка десятка вертолетов - первые, как прописано в контракте, планировалось отправить на восток уже в 2017 году.

И вот отказ, как ушат ледяной воды на французскую голову. Здесь шокированы, мягко говоря, недружественным шагом Варшавы. В коммюнике польского миноброны в качестве основного аргумента заявлено, что "не устраивают компенсационные меры" по сделке, оцененной в 2,4 миллиарда евро. В Париже все это считают надуманным предлогом хотя бы потому, что на такую же сумму французы взяли на себя обязательство сделать инвестиции в польскую промышленность, что создало бы там три с лишним тысячи рабочих мест.

Глубинные резоны польского разворота на 180 градусов здесь видят в ином, полагая, что в Варшаве изначально не горели желанием доводить до полной реализации контракт. После прихода к власти национал-консерваторов из партии "Право и справедливость" эта тенденция только усилилась.

Откровенно говоря, сильный жест французского президента несложно понять: страна, которую в Париже считали главным партнером среди восточных "младоевропейцев", ответила черной неблагодарностью. А ведь не секрет, что непримиримая позиция Варшавы помимо, естественно, прочих соображений принималась в расчет французскими верхами, когда они решили аннулировать контракт с Россией на поставку вертолетоносцев "Мистраль".

Правда, отметим, поляки уже не в первый раз пренебрегли французскими интересами. Еще в 2003 году после того, как Польшу приняли в Евросоюз, ее руководство сразу обозначило свои внешнеполитические предвзятости: закупила американские истребители F-16, а не французские Mirage 2000, чем вызвала ярость тогдашнего хозяина Елисейского дворца Жака Ширака. Скорее всего, и в вертолетном вопросе поляки сделают выбор в пользу заокеанских "мажоров".

Ну а Европа? Для Варшавы она с самого начала была тучной дойной коровой и источником щедрых финансовых вливаний. Да и сейчас в программе структурных инвестиций ЕС Варшава занимает первое место: на период с 2014 -2020 годов ей выделено 85 миллиардов евро.

Вместо ожидаемой солидарности и командной игры Франция, а вместе с ней прочие европейские акционеры Airbus Helicopters, получила пощечину. Однако можно предположить, что в долгу Париж не останется. Какую форму примут ответные меры? Посмотрим, ведь во Франции месть - это блюдо, которое подают холодным.