23.09.2016 17:58
    Поделиться

    В галерее Altmans открылась выставка Юрия Норштейна

    Юрий Норштейн создает произведения и на кусочках бумаги размером со спичечный коробок. Вот передо мной те же "Ежик и филин", "Голова лошади из тумана", "Филин над колодцем", что и на стенах галереи Altmans, но в виде крохотных набросков, приклеенных режиссером на вырезанный из грубой бумаги макет зала галереи.

    Это рабочий план юбилейной выставки, к созданию которого художник подошел с той же тщательностью, что и к рисованию капли растаявшего снега, стекающей со шляпы Акакия Акакиевича на эскизе к "Шинели".

    На выставку "Художник рисует фильм. Ярбусова и Норштейн" стоят очереди. В зальчик галерея Altmans, что на втором этаже ТЦ "Новинский" на "Баррикадной", впускают по 15 человек. Впрочем, Ежик смотрит на вас уже при входе в здание из "дерева", в которое сейчас превратили одну из колонн; он поднимается с нами вверх в кабине лифта; на него, заглядывающего под жухлый дубовый лист, можно полюбоваться у входа в галерею, поскольку балюстрада второго этажа тоже оформлена по эскизам Норштейна.

    На выставке Юрий Борисович показывает работы к фильмам "Ежик в тумане", "Сказка сказок", "Цапля и журавль", "Шинель" - всего порядка 20 живописных работ и 10 рисунков.

    "Художник рисует фильм" - это точное определение того, что делают Норштейн и Ярбусова. Художник-мультипликатор (кстати, первой во всех подписях - фамилия Ярбусовой) - прежде всего художник, который каким-то волшебством вдыхает душу и жизнь в мир, нарисованный на бумаге. Серенький волчок робко выходит на крыльцо... Герой хокку Басё чутко слушает мир... Мультипликация оказывается сродни одной из живописных техник, только с "расширенными" возможностями, позволяющими наяву нарисованной травинке шевелиться, спаниелю - прядать кудрявыми ушами, туману - отступать и вновь обволакивать кадр.

    На выставке Норштейн показывает работы к фильмам "Ежик в тумане", "Сказка сказок", "Цапля и журавль", "Шинель"...

    В Altmans больше всего кадров с Ежиками, цветных и черно-белых, написанных тушью и пастелью. Среди них - датированные последними годами авторские повторения тех кадров, что навсегда стали частью нашей памяти. Тут они в рамах, вместе с работами на тему фильма, такими, как, скажем, большой черно-белый вертикальный карандашный портрет Ежика со светлячком.

    Зрителя, правда, все тянет к неотретушированному - к наброскам "Цапли и Журавля" 1974 года, к собранным на один большой лист Волчку, Поэту, Корове с прыгалками и другим героям "Сказки сказок", к любимым мизансценам "лучшего фильма всех времен и народов". Но более всего, конечно, к раскадровкам карандашом, к тем же ежикам на маленьких пронумерованных листочках на стенде посередине зала.

    С другой же стороны стенда - пришпиленные черновики, на которых художник, начиная "рисовать фильм", пробовал цвет.

    Но между ними углем или черным карандашом нарисованный Акакий Акакиевич, бегущий на улице, он же в комнате с мороза, рассматривающий новую шинель, вытягивающий ниточку из сукна - сморщенный, трепетный. Как живой.

    Кстати

    Когда в июне 2002 года Загребский фестиваль анимации опубликовал результаты международного четырехлетнего опроса киноведов, то лучшим анимационным фильмом всех времен стала "Сказка сказок" Юрия Норштейна. Год спустя в Токио фильм "Ежик в тумане" был признан лучшим фильмом всех времен и народов, вторым назван фильм "Сказка сказок".

    Выставки Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой состоялись в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, в Пермской картинной галерее, Музее Кино и Государственном музее Востока в Москве, в мэрии Парижа (отель де Вилль, зал Иоанна Крестителя), в Музее Джибури и Музее Чихиро в Токио...

    Народный артист России (1996), лауреат Государственной премии СССР (1979) и премии им. А. Тарковского "За авторский вклад в развитие искусства" (1989), режиссер, художник и сценарист Юрий Борисович Норштейн является кавалером Ордена искусства и литературы Франции (1991), японского Ордена восходящего солнца (2004).

    Поделиться