10.08.2016 20:20
Поделиться

Савченко продолжила протестовать в Киеве

Депутат Верховной Рады и делегат ПАСЕ Надежда Савченко не позволяет отдыхать украинскому политическому классу перед новым политическим сезоном. Объявив на минувшей неделе голодовку, в понедельник она уже собирает у здания администрации президента митинг родственников украинских военнопленных. И хотя акция была относительно немногочисленной, Савченко в очередной раз попала на первые полосы, и вызвала болезненную реакцию немногочисленных, оставшихся в Киеве, представителей власти.

Митинг, затеянный Савченко имел простую цель - подтолкнуть Порошенко к проявлению инициативы в деле обмена пленных. Ведь, по убеждению Савченко, освобождение украинских военных - "это совсем не трудно", достаточно Службе безопасности (СБУ) начать отпускать "сепаратистов" первой. "Президент должен был уже давно выработать реальный механизм обмена людей. Это нужно упрощать, и это можно упрощать, и не надо пиариться, не надо говорить, что это трудно", - разнесли ее слова украинские информагентства.

И хотя к ней из администрации никто не вышел, протест на ситуацию повлиял. Например, откликнулась на ее призывы коллега по парламенту и представитель Киева в гуманитарной подгруппе на переговорах в Минске Ирина Геращенко, выдавшая, наконец, официальную цифру: 107 человек, по ее словам, украинская сторона считает "незаконно удерживаемыми" на территории народных республик Донбасса, и ведет "большую и тяжелую работу" по их освобождению. Подала голос и СБУ: замглавы службы Юрий Тандит, во-первых, анонсировал "сюрприз для многих" в деле обмена, и даже согласился с предложением Савченко привлечь к переговорам известных украинских женщин - например, супругу представителя Киева в Минске Виктора Медведчука, журналиста и телезвезду Оксану Марченко. С самой же Савченко, по убеждению Тандита, никто на Донбассе переговоры вести не намерен.

Савченко нарушает монополию на заложников

Поясним, что, по мнению представителей Донецка и Луганска, Киев намеренно игнорирует п.6 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, предполагающий "освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа "всех на всех". Только потому, что в застенках СБУ находятся не только ополченцы, но и их родственники, и нелояльные режиму граждане, всего - 619 человек. Это та цифра, с которой Киев официально согласен. Эта диспропорция дает украинской стороне возможность вести вопреки "Минску-2" бесчеловечный торг, и всякий раз предлагать свои "формулы" обмена - 1 к 2, 1 к 3 и тому подобные расчеты. Но теперь Савченко может прекратить этот политически выгодный Киеву торг.

"Не питаю особых иллюзий и симпатий по ее поводу, но определенную положительную роль в деле обмена и выполнении Минских соглашений Савченко сыграть может. Она нарушает монополию узкого круга лиц, занимающегося заложниками с украинской стороны, и в целом проливает свет на этот не публичный процесс, чем сильно нервирует власть. Впрочем, не только этим. Она им попросту чужая, не ассоциируется пока с украинскими политиками. Зато она своя для народа. Но, в отличие от избирателей, политики понимают, что для Савченко освобождение украинских пленных - это еще и инструмент реализации своих амбиций, которые она не скрывает", - поясняет "РГ" политический консультант Дмитрий Джангиров.

Действительно, именно в предвыборном "пиаре" обвиняют сегодня голодающую Савченко все украинские СМИ, одновременно дающие слово десяткам экспертов, в один голос предсказывающим досрочные выборы парламента, а то и президента в течение 2017 года. Прогнозы разнятся только временами года - зима или весна. Созревшую для выборов ситуацию показывают и социологические опросы. Например, украинский филиал немецкой исследовательской компании GfK по состоянию на июль зафиксировал печальную для власти картину: за нынешнюю парламентскую коалицию из Блока Петра Порошенко и "Народного фронта" в сумме готовы проголосовать только 5% украинцев (9% из тех, кто определился и пойдет на выборы). Тогда как партия "Батькивщина", депутатом которой является Савченко, самостоятельно наберет минимум 11% (20% готовых голосовать). Чуть ниже популярность у Оппозиционного блока, Радикальной партии и "Самопомощи", но и их рейтинги значительно выше, чем у президентской политической силы. 

Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"