11.07.2016 01:00
Поделиться

Немецкие поезда и чешские станки получили российские узлы и "мозги"

Судя по динамике закладки и открытия новых производств, санкции и последующее удорожание ввоза импортных комплектующих стимулируют зарубежных инвесторов быстрее переходить от крупноузловой сборки к заводам полного цикла.

В марте 2016 года в Екатеринбурге начали производить российско-японские токарные станки с числовым программным управлением (ЧПУ). Пока в станках используется только треть российских деталей, но к 2018-му их доля вырастет до 70 процентов. В частности, на Урале уже изготавливается трансформаторное оборудование, транспортеры и баки для стружки, ведется НИОКР узлов мотор-шпиндельной группы, систем подачи смазочно-охлаждающей жидкости, инструментальных магазинов, микроэлектроники и ПО.

Не менее серьезные планы у уральско-чешского станкостроительного проекта. Завод полного цикла мощностью120-150 машин в год появится в районе Новосвердловской ТЭЦ. Инвесторы уже приобрели под него участок в 10 га. Строительство запланировано на 2017 год. Открытие производства обеспечит порядка 500-700 новых рабочих мест. Кроме того, здесь будет создано конструкторское бюро по станкостроению.

Проект стоимостью 3,1 миллиарда рублей реализуется совместно с чешской фирмой TOS Varnsdorf. На первом этапе было создано совместное предприятие, где собирали горизонтально-расточные и портальные обрабатывающие центры. В прошлом году ему удалось выйти на минимальную мощность.

Сегодня уровень локализации производства составляет 40 процентов, в частности используются отечественные приводы, датчики и система ЧПУ. Как отметил гендиректор совместного предприятия Андрей Михайлов, себестоимость сборки остается такой же, но цена на компоненты снижается, поэтому покупателям продукция обходится дешевле на 10-40 процентов по сравнению с чисто чешской. С появлением завода полного цикла станки станут российскими на 60-70 процентов.

- Будем заказывать точное литье на отечественных предприятиях, полученные отливки шлифовать, фрезеровать и вести сборку, - поясняет Михайлов.

Под Екатеринбургом в районе аэродрома Уктус началось строительство нового цеха по производству малых самолетов, предназначенных для перевозки 19 пассажиров или 1615 килограммов груза.

Объем инвестиций в проект - около миллиарда рублей, часть из них субсидирует минпромторг. Пуск цеха в эксплуатацию намечен на 2017 год, а уже к 2019-му предприятие выйдет на полную мощность - 12 машин в год с возможностью увеличения до 20.

Пока самолет такого типа собирается в Чехии и поставляется в 50 стран. Уральский авиаремонтный завод планирует модернизировать базовую модель более чем наполовину. К примеру, кабину, бортовое оборудование и двигатель заменят на российские аналоги.

- Наш проект предусматривает не просто сборку, а производство с самого начала, - подчеркивает Вадим Бадеха, гендиректор предприятия.

Помимо этого в Екатеринбурге реализуется еще несколько проектов локализации авиатехники. В частности, здесь выпустили 120 самолетов "Даймонд ДА-42Т" и заключили лицензионный контракт на сборку легкого двухдвигательного вертолета Airbus Helicopters H135 для экстренных служб. Первая партия машин в количестве четырех штук сойдет с линии в 2017 году.

В мае в Екатеринбурге открылся первый в стране центр восстановления деталей горячего тракта газовых импортных турбин. Это начальный этап крупного инвестпроекта, который позволит устранить дефицит отечественных комплектующих для полной производственной цепочки. Сегодня на российских электростанциях работает порядка 150 зарубежных газовых турбин большой мощности. Детали для них поставляли западные компании. Ремонт тоже практически полностью осуществлялся за рубежом. Из-за санкций вопрос импортозамещения встал наиболее остро.

В проекте будут использоваться свои разработки, а не лицензии производителей турбин, но уральские технологии отвечают их требованиям, к созданию центра привлекали консультантов из Европы, Азии и США. Импортозамещающий эффект усилится, когда на этой же площадке к 2019 году запустят производство деталей полного цикла. По оценкам экспертов, перенос компетенций на российскую землю позволит энергетикам экономить на ремонте порядка 20-30 процентов средств, не говоря уже о времени.

Общая стоимость проекта оценивается в 4 миллиарда, из них 676 миллионов составит льготный заем от Фонда развития промышленности. До 2035 года на отечественном рынке должно появиться еще пять подобных центров.

- Одобрена программа газотурбостроения, в которой отражено появление сервиса и производства деталей. Уверен, это большой шаг для обеспечения энергобезопасности страны, - подчеркнул первый замминистра промышленности и торговли РФ Глеб Никитин.

В 2016 году встанет на рельсы первый образец электропоезда "Ласточка-Премиум". По словам гендиректора концерна Siemens в России Дитриха Меллера, при создании люксовой электрички использованы российские ноу-хау, в том числе система управления верхнего уровня, система управления тормозами и система микроклимата. В итоге к 2017 году уровень локализации продукции приблизится к 80 процентам. Пока он составляет 62,4 процента. В поставках задействовано около 100 отечественных комплектаторов. Скоростные составы, которые собираются в Верхней Пышме на совместном предприятии, эксплуатируются на регулярных маршрутах в Московской и Свердловской областях.

К слову, еще два совместных продукта свердловских и немецких машиностроителей - грузовые электровозы "Синара" и "Гранит" - уже почти на 100 процентов состоят из российских деталей и узлов.