издается с 1879Купить журнал

Трясясь в прокуренном вагоне...

Очень личное: Воспоминания моряка послевоенного призыва

Самыми трудными все 1418 дней Великой Отечественной были для детей. Особенно для детей беженцев или, как тогда нас называли, - эвакуированных. Бездомье, отцы на фронте, голод и нищета. Рано брошенная школа, работа с 14 лет...

Прошли годы, наш эшелон допризывников везли на Дальний Восток. Собрали всех, кто имел "бронь" - отсрочку от призыва. Представьте: эшелон, набитый отпетыми хулиганами четырех возрастов. Драки и воровство были нормой, базарчики и ларьки на станциях пустели, когда подъезжал наш эшелон.

Однако очень скоро эта разболтанная ватага влилась в Советскую армию - и вдруг преобразилась. Я не заметил, как такое произошло, но мы почувствовали себя Детьми Победителей. И дисциплина, исполнительность, честь стали для вчерашних сорванцов нормой жизни. Открытые вещевые рундуки "личного состава" на корабле или в казарме - и за пять лет ни одной пропажи...

Сложные и небезопасные морские походы ковали из вчерашних пацанов - моряков, которые ни в чем не уступали отцам-фронтовикам. Пять лет я "варился в этом котле", четыре флотских кампании Тихоокеанского флота остались со мной, и я их пронес по жизни. И не только я: на мое обращение в Интернете пришло около сотни откликов моряков.

В советские времена патриотизм был естественным содержанием жизни. И один из давних недругов нашей страны сознавался: главную опасность для них составляют не наши Вооруженные Силы, а советская школа. Я рад, что сегодня мое Отечество возрождает святые понятия, и на их страже стоит "Бессмертный полк", созданный всенародным призывом.

_Иосиф Брумин, старшина первой статьи (1955 г.)
Самарская область