Премия "Мастер" это не только возрождение славных традиций нашего цирка. И не только престижная международная премия. Пять дней и ночей в прекрасном Сочи артисты могут общаться, делиться, стоить планы на будущее. А где они еще увидят друг друга одновременно? Только в программах от Камчатки до Калиниграда. Правда, некоторые известные дрессировщики все же не приехали, несмотря на отосланные приглашения. Говорить здесь об этом не любят. Большой творческий коллектив (в системе Росгосцирка 39 цирков и шапито) не обходиться без дрязг, сплетен и элементарной зависти. Что ж, праздник состоится в любую погоду.
Возле отеля нервно прогуливался клоун Просвирнин. Он в числе номинантов на "Мастер". Конкурировать придется с артистами из Германии и Италии. В прошлом году эту чуть ли не главную номинацию взял Девид Ларибле. Неужели и в этот раз статуэтка уедет заграницу? Я пожелал залуженному артисту России Сергею Просвирнину победы. А что я могу сделать? К жюри на пушечный выстрел подходить нельзя. Скандал может случиться похуже чем с мельдонием.
С еще одним номинантом я познакомился прямо на арене. Шла репетиция номера Андрея Ковгара. Акробаты на подкидных досках.
- Да вы не у меня интервью берите, а у моего учителя народного артиста России Вячеслава Черниевского. У него пять "Золотых клоунов"! Ни у кого больше нету! Вот он, сидит в партере.
Вячеслав Казимирович был очень спокоен. Поделился главной болью: в акробатику сейчас никто не идет. Одни дрессировщики кругом. Молодежи совсем нет, а в 35 ты уже на пенсии. Позвоночник, то да се. Тут подошел Андрей и без хитростей предложил:
- А давайте мы вас подкинем!
Отказ сочли бы за трусость. С трудом натянули лонжу - фигура у меня если цирковая, то с такой только в клоуны.
- Ты только стой и не двигайся. Ребята сейчас ударят и ты окажешься в том кресле, - инструктировал Ковгар показывая под самый купол.
Два акробата разбежались и как прыгнут на один конец доски. И я как в "Ну, погоди!" взлетел куда-то в высь. Кресло я там не нашел. Оно и к лучшему - говорят, удар очень серьезный. Я вспомнил рассказ Черниевского про позвоночник. Стало совсем грустно. Тяжела жизнь циркового акробата.
После второй попытки пришел инспектор манежа и прекратил весь этот цирк. Как я был ему благодарен!
О дефиците кадров я поговорил с гендиректором Росгосцирка Вадимом Гаглоевым.
- Тяжело восстанавливать легенду. Особенно после раздербанивания великого цирка по частным компаниям. Но у нас получается. "Мастер" - тому пример. А кадры - они растут. Программа "Мастер'Ок" собрала талантливых детей со всего мира, - рассказал мне гендиректор.
Накануне торжественной церемонии награждения в Зимнем театре давали "Снежную симфонию" Славы Полунина и Гидона Кремера. Росгосцирк анонсировал российскую премьеру. Зал был забит до отказа. В проходах и даже в оркестровой яме сидели зрители. Я и раньше бывал на концертах гениального скрипача. И на представлениях не менее гениального клоуна. А сейчас все объединилось, закружилось под божественную музыку.
- Это был сон, - говорит директор Ростовского цирка Дмитрий Резниченко. - Коллективный сон. Такого я не видел нигде!
Я впервые пожалел, что у меня в руках фотоаппарат. Хотелось не снимать, а замереть, и смотреть, и чувствовать, и переживать. Когда зал накрыл снежный вихрь из папиросной бумаги, побежали мурашки. Я не мастер писать критику, но скажу, что такого погружения в астрал не испытывают даже самые продвинутые буддистские монахи. А потом в зал погрузились гигантские шары. Они катались по рукам. Добрым человеческим рукам. Потому что в этот момент вокруг не было ни одного злого и не одного несчастного человека.
Я увидел Полунина сразу после премьеры. По лицу катил пот. Улыбка была счастливой.
Результаты голосования должны огласить сегодня вечером на торжественной церемонии. Будет как всегда: красная дорожка, шампанское, фото на память. И обещания встретиться через год. На "Мастере". В Сочи.