Исследователям знаменитого Херсонеса, колыбели нашего христианства, такая позиция ЮНЕСКО кажется странной. После состоявшегося на днях назначения директором Херсонесского музея Светланы Мельниковой, 6 лет до этого возглавлявшей Владимиро-Суздальский музей-заповедник, есть надежда, что начнется новый, поворотный этап в изучении Херсонеса, считает один из ведущих специалистов по изучению памятников Византии и Херсонеса, участник первых археологических экспедиций, человек, определивший место купели, где был крещен князь Владимир, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Сергей Беляев.
- В уставе ЮНЕСКО записано, что эта организация находится вне политики. Забота о культурном наследии, коль скоро ЮНЕСКО объявило его своим достоянием, находится вне современной политической конъюнктуры. Долг и обязанность ЮНЕСКО исправно, честно и добросовестно исполнять взятые на себя обязательства по договору о сохранении Херсонеса (с 2013 года). - Так прокомментировал "Российской газете" научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Сергей Беляев заявление Сергея Нарышкина о том, что ЮНЕСКО прекратило следить за памятниками Херсонеса по политическим мотивам. Председатель Госдумы РФ сказал об этом накануне на форуме в Салониках.
Сейчас, по мнению ученого, наступил поворотный пункт в изучении Херсонеса - усиление внимания российских исследователей к изучению культурного наследия.
- К сожалению, за последние десятилетия, когда Севастополь, на территории которого находится Херсонес, входил в состав Украины, российские исследователи там работать не могли, преимущество отдавалось американцам, полякам. За последние 20 лет там работали две американские археологические экспедиции и пять польских, но ни одной российской самостоятельной экспедиции. Хотя изучение Херсонеса началось русскими, основные открытия были сделаны русскими. До революции Херсонес был главным объектом Императорской археологической комиссии. Финансирование состояло из 20 тысяч рублей золотом - 10 тысяч давала археологическая комиссия за счет бюджета и 10 тысяч давал из своих средств император Николай II. Лучшие предметы Херсонеса, а также архивы по работам в заповеднике хранятся в музеях и исследовательских центрах Петербурга, а также в Государственном Историческом музее в Москве.
- Что необходимо изучать сейчас в Херсонесе ?
- До сих пор изучение Херсонеса проходило как города византийской и античной культуры. Его русская линия была в тени. В какой-то степени она изучалась. Потому что в летописи указано, что все иконы, которые пришли на Русь, они были из Корсуни (славянская огласовка Херсонеса). Сейчас, когда директором Херсонесского музея назначена Светлана Евгеньевна Мельникова, которая 6 лет была директором Владимиро-Суздальского музея-заповедника, то есть это специалист, знающий Русь, и есть надежда, что начнется новый этап в изучении, в осмыслении Херсонеса-Корсуня. Осмыслении его роли, значения и влияния на русскую государственность.
В акте крещения князя Владимира было, по сути, образовано Русское государство. Потому что до князя Владимира государства в полном смысле этого слова не было. Не было права, не было законов, все жили по общинному принципу. И это было не государство, а это был союз племен.
- А какова цепочка от античности до православия в этом регионе?
- Со второй половины VII века до Рождества Христова весь северный берег Черного моря от Дуная и до Кавказских гор постепенно усеивался греческими так называемыми колониями, а по-гречески это процесс назывался апойкия.
В силу ряда обстоятельств общественной жизни во многих городах материковой Греции, потом во многих городах Малой Азии происходило перенаселение. Грекам стало тесно, потому что территория. И начался процесс, который в истории называется великая греческая колонизация, хотя термин не совсем точный. Правильнее было бы называть апойкия - выведение.
Так были заселены многие берега Средиземного моря и Черного моря. Этот процесс начался с конца VIII века и практически закончился с основанием Херсонеса в конце того же века.
Обычно эти города, эти колонии рассматриваются как лишь часть античного мира, античной культуры, которая была распространена и на эту территорию, территорию Крыма, Северного Кавказа, на степь, которая к этим берегам примыкала.
По степи с разные эпохи, в разные века проходили очень многие народы Средней Азии, которые, подчас все сметали на своем пути. Иногда сметали, иногда не совсем - это скифы, это сарматы, это готы, это гунны, и так далее. Но, в конце концов, за тремя исключениями, все эти греческие города, которые потом, в первые века входили в состав Римской империи, они практически все погибли, оставив образцы культуры, интересные памятники греческой или римской культуры, красивые вещи. Но есть три города, у которых судьба сложилась несколько по-другому - Херсонес, Феодосия и Керчь. Их особенность в том, что они, в силу ряда исторических обстоятельств они устояли переда напором варваров, и, пускай не в той богатой форме, не в том благолепном обличии, в котором они существовали в античную эпоху, но они. Все-таки, существовать продолжали, и более-менее оказывали влияние на средние века на окружающие народы.
- И среди этих трех особенно выделяется Херсонес ?
- Херсонес вошел в мировую историю именно тем, что там принял святое крещение князь Владимир. И через это событие вера православная стала стержнем государства российского во всем его объеме от Карпат до Тихого океана, включая Север.
Причем это не только чисто церковный, чисто религиозный акт. Вместе с этим весь античный и византийский мир передал России все богатство античности, все богатство, римской и византийской культуры. Это и литература, это и юриспруденция, в особенности, право, это и философия. То есть это вся полнота греческой, римской и византийской культуры.
Здесь еще важно, что князь Владимир там венчался на принцессе Анне, на порфирородной византийской принцессе. И Анна, ведь она же пришла не одна, а с целой свитой, со священниками, элитой того общества. То есть на Русь был принесен огромный живой пласт этого богатейшего греко-римского-византийского православного мира. В живом виде. Я еще раз подчеркиваю - не в виде книжного учения, а виде живой жизни. И этот процесс продолжался на протяжении многих многих веков и идет до сих пор.
- Вы лично продолжаете изучение памятников Херсонеса ?
- Я работаю по грантам правительственного Российского государственного научного фонда (РГНФ) "Херсонес в истории Руси-России" и "Становление христианского Херсонеса". Это работы, в которой принимают участие еще 3-4 архитектора из Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Мы не занимаемся раскопками, мы сделали реконструкцию крещальни, христианских храмов Херсонеса. Теперь занимаемся реконструкцией мест, связанных с пребыванием здесь князя Владимира, равноапостольных Кирилла и Мефодия, святителя Климента, апостола Петра. Реконструируем путь их по городу, те храмы в которых они были, службы, которые они там совершали.
Справка РГ
Сергей Беляев - специалист по изучению памятников Византии и Херсонеса. С 1972 по 1984 год он возглавлял археологическую экспедицию Академии наук в Херсонесе. Ему принадлежит научное открытие, связанное с определением купели, в которой принял крещение князь Владимир - Креститель Руси.