23.06.2016 00:23
    Поделиться

    Ветеран ВОВ 30 лет высаживает кедры в память о погибших

    "Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь", - эти слова поэта-фронтовика Давида Самойлова могли бы стать эпиграфом к тому, чем вот уже 30 лет занимается кемеровчанин Анатолий Терехов. Каждый год участник Великой Отечественной отправляется в дорогу, чтобы посадить сибирские кедры там, где воевал и где погибли его братья и товарищи. Тысячи деревьев, способных жить до пяти веков, должны помочь будущим поколениям сохранить память о войне, считает он.

    Сквер юности

    "Вот здесь вся моя забота", - Анатолий Михайлович, вернувшийся из очередной поездки, раскрывает альбом с фотографиями. Москва, Калининград, Калужская, Новгородская и Курская области, Волгоград, Белоруссия. Этим привычным маршрутом следует ветеран, закупив предварительно в лесничестве от ста до полутора сотен саженцев кедра и упаковав их в картонные коробки. Третий год он, недавно отметивший 90-летие, путешествует вместе с сыном.

    Кедры, способные жить до 5 веков, помогут сохранить память о войне, считает он

    Первые кедры были посажены в 1983 году на станции Горшечное Курской области. В бою за ее освобождение 4 февраля 1943-го смертельно ранило старшего брата Терехова Гурия, ушедшего на фронт уже на второй день войны. Та же участь постигла брата Бориса, который погиб 9 марта 1943-го в Калужской области. А 16 марта того же года из боя не вернулся зять Ян. Но место гибели в похоронке не указали.

    - Я искал их 14 лет - с 1969-го по 1983 год, писал в газеты, на радио и телевидение, ездил по местам боев, - вспоминает Терехов. - Нашел однополчан, которые видели, как погибли родственники, записал их свидетельства и, заверив у нотариуса, отправил в Москву, в архив министерства обороны. Там все это сверили с журналами боевых действий и выдали справки, подтверждающие места гибели братьев и зятя. Тогда наша мама, воспитавшая 10 своих и еще 4 приемных детей, сказала: "Давайте подумаем, как увековечить их память". Тогда и решили, что лучше всего посадить кедры. Наши, сибирские.

    Тем более что опыт у меня уже был. В 1939-м мы вместе с одноклассниками и учителями нашей 4-й кемеровской школы разбили на пустыре возле нее сквер. Очищали поле от строительного мусора, рыли канавы, осушая болото, а потом ухаживали за каждым деревцем… Я и мои товарищи предлагаем назвать это место Сквером комсомольской юности. Еще несколько лет назад обрались в администрацию города. Но тогда ответа не получили. Выпускники 1941 года, собравшись в своем сквере перед уходом на фронт, договорились встретиться здесь же после войны. Встреча действительно состоялась. Только пришли не все: 60 бывших учеников 4-й школы с войны не вернулись.

    Десять тысяч шагов

    В 1941-м Толя Терехов окончил 7 классов. 22 июня весь день мальчишки пропадали на аэродроме - участвовали в соревнованиях по авиамоделизму. О начале войны узнали вечером.

    - И уже 26-го нас, школьников непризывного возраста, мобилизовали на сельхозработы, - рассказывает ветеран. - Домой вернулись ближе к зиме. Вместо школы я пошел работать электрослесарем на завод, выпускавший моторы для танков Т-34. Не знал тогда, что скоро увижу моторы собственного производства в деле.

    Его очередь идти на фронт пришла в 1944-м. Попал в 83-ю танковую бригаду 10-го танкового корпуса Пятой гвардейской танковой армии. Победу встретил в Восточной Пруссии. Их корпус участвовал во взятии Кенигсберга.

    Несколько лет назад, задумав посадить кедры в Калининградской области, где навсегда остались его боевые товарищи, Терехов написал письмо в местную администрацию. Чиновники долго молчали и наконец ответили, что кедры в их местах не растут в принципе, а потому и сажать их смысла нет. Однако он все же привез несколько саженцев. Деревья, посаженные с помощью сына, внука и правнука, уже заметно подросли.

    Следующие пункты "кедрового" маршрута Терехова - город Юхнов Калужской области, где погиб его брат Борис, и окрестности Старой Руссы на Новгородчине, где похоронен зять Ян.

    Но самая ответственная точка маршрута - Волгоград с его жарким и засушливым летом.

    - На Мамаевом кургане в 1942-м, когда началась Сталинградская битва, без вести пропал мой приятель и сосед Алеша Перегудов, - говорит Терехов. - Много лет пытаюсь узнать о его судьбе, но пока безрезультатно. Кедры мы вместе со студентами местной педагогической академии и солдатами роты почетного караула впервые высадили в песчаную почву Мамаева кургана в 2009 году, чтобы увековечить память 600 тысяч павших. Наверняка наш Алексей среди них.

    Несколько лет назад ветеран договорился с Волго-Донским дендрарием и выслал туда кедровые шишки, чтобы впоследствии из орешков выросли деревья, приспособленные к местному климату. Конечно, на это уйдет немало времени - лет 60 как минимум. Впрочем, на цифрах Терехов не зацикливается и точный счет посаженным деревьям не ведет. Но при желании можно умножить 34 года на 100-150 саженцев, которые ветеран каждый раз покупает на свои средства. Во сколько это обходится, говорит, военная тайна. Благо, и в этом году перелет из Кемерова до Москвы и обратно был для него бесплатным. А деньги на весь остальной путь он откладывает из пенсии в течение года.

    Не допуская пустоты

    Аллея Памяти в Горшечном началась с 40 кедров, которые помогали сажать местные школьники. Деревья (теперь их уже больше 50) за годы стали большими и уже плодоносят. Анатолий Михайлович, приезжая на станцию, с теми, первыми своими помощниками, встречается. Они приходят на аллею со своими детьми и внуками.

    - Я, конечно, мог бы посадить и сто, и двести деревьев сам, без чьей-либо помощи, но важно привлечь молодежь, чтобы донести, ради кого и для чего все это делается, - говорит ветеран. - Да и за кедрами ведь нужно следить постоянно. И требуется 3-4 года, чтобы деревца поднялись и твердо стали на ноги. Потому и привожу все новые саженцы ежегодно.

    Аллею Славы в Калужской области, где в войну тоже шли бои, закладывали в 2008 году при поддержке бойцов поисковых отрядов. Благодаря им постоянно дополняются на мраморных плитах мемориалов списки погибших, которые до сих пор считались пропавшими без вести. В белорусском городе Борисове, где уже после войны дислоцировалось их танковое соединение, Терехов высаживал кедры вместе с однополчанами, прибывшими из разных концов Союза. В 1980-х бывших бойцов было почти полмиллиона, а сейчас на связи остались только трое.

    Он сажает кедры и рассказывает о войне. Каждый год, и не только перед Днем Победы, его приглашают провести уроки мужества в кемеровских школах. А в 2010-м учащиеся московской школы N 1282 в Сокольниках, где формировалась та самая Пятая гвардейская танковая армия, участвовали в создании целого кедрового поля. Будущие деревца высаживали по 3-4 в лунку с тем расчетом, что могут выжить не все или того хуже: лунка в итоге окажется пустой. А пустоты допустить нельзя. Как не должно быть пробелов в памяти.

    Поделиться