Это интервью она давала уже по телефону из своей венской квартиры, куда отправилась готовиться к "Манон Леско" Пуччини в Венской Государственной опере. Анна Нетребко рассказала о своем пути к Вагнеру и о том, почему решила вернуться к "Травиате" Верди.
Ваш визит в Петербург длился целую неделю. Вы даже нашли время, чтобы посетить Эрмитаж.
Анна Нетребко: И я от этого в огромном восторге. Была хорошая погода. Мне удалось встретиться с друзьями, приезжал папа, я снова увидела Валерия Абисаловича, мы славно помузицировали. Мариинский театр процветает, чему я очень рада. Публика великолепная. Так что мы сюда обязательно вернемся, и, может быть, еще спою какой-нибудь концерт в течение следующего сезона. А так - ждите меня через год на "Звездах белых ночей" на премьере "Адрианы Лекуврер" Чилеа, которую я спою впервые.
Ваша Эльза в "Лоэнгрине" Вагнера стала громкой сенсацией и в Германии, и теперь в России. Уже нашли свой рецепт исполнения Вагнера?
Анна Нетребко: Не знаю, насколько это событие такое уж сенсационное. Я просто это спела и слава Богу, небезуспешно. В Дрездене я получила огромное удовольствие от выступления с дирижером Кристианом Тилеманом, состав был очень сильный - классные певцы, великолепный оркестр.
Предполагали ли вы когда-то, что будете петь Вагнера? Это было ваше желание - спеть Эльзу или вам предложили?
Анна Нетребко: Нет, не думала никогда. Но сейчас это было мое желание спеть Вагнера именно под управлением Тилемана и именно в том театре, где эта опера впервые была исполнена - в Дрездене. С этим дирижером работалось очень хорошо, спасибо ему за терпение, за то, что он с таким тактом отнесся к нашему не до конца освоенному репертуару, потому что я и польский тенор Петр Бечала, исполнявший Лоэнгрина, были новичками в этом деле. Кристиан был на высоте - очень помогал нам, дал огромное количество репетиций. Была еще и работа с коучами, которые занимались с нами очень серьезно, особенно над немецким языком, а язык для них - самое главное. Как сказал Тилеман, "мне не нужна ваша мелодия, легато - мне нужен текст!" В результате мне сказали, что мой "дойч" был практически без акцента.
Благодаря партитуре вы освоили немецкий?
Анна Нетребко: Нет, я не освоила немецкий, я не говорю на нем, к сожалению. Это чисто профессиональное умение выучивать партию на языке. Я очень много времени отдала разучиванию партитуры "Лоэнгрина", больше, чем учу обычно партии, то есть почти два месяца.
Роль принцессы Эльзы очень непростая: в ней кротость сочетается с огромной духовной силой. Как вы сумели ее прочувствовать?
Анна Нетребко: Знаете, я исходила из естества, шла от музыки и от интуиции. Эльза, мне кажется, вполне обычной женщиной - обычной такой брабантской принцессой со своей гордостью, своими страхами, неуверенностями, все в ней есть. Она переживает страшную драму, в ней кипят нешуточные страсти.
Вы слушали записи, готовясь к премьер,е или были наедине с клавиром?
Анна Нетребко: Я слушала много разных исполнений. Но больше всех мне понравилась интерпретация моей немецкой коллеги Аннет Даш, певшей чисто и красиво. Остальные меня как-то не убедили, остались непонятными - фальшиво пели.
Миф о том, что Вагнера петь тяжело, вы для себя развеяли?
Анна Нетребко: Как вам сказать…Конечно, Вагнер - не Доницетти. Его музыка требует от певца определенной физической, вокальной силы, нужно обладать массой качеств, чтобы его спеть, чтобы его допеть до конца. Нужно быть очень опытным, знать многие вещи, прежде чем браться за такое, особенно за Эльзу - очень трудную партию. В ней очень много переходных нот, которые надо сначала тщательно выстроить. И у многих сопрано, которых я слушала, были с этим проблемы. Первая часть партии Эльзы должна звучать совершенно невинным, чистым голосом, в очень высоком регистре, где много пиано. Затем у нее начинается крепкая часть, и третий акт попросту на выносливость, где нужно предстать уже сильной, матерой певицей.
Носятся слухи, что вас ждут в этой опере в Байройте.
Анна Нетребко: Пока не могу вам сказать ничего определенного, ничего неизвестно.
Правда ли, что вы собираетесь вернуться к "Травиате"?
Анна Нетребко: Да, в следующем сезоне в Ла Скала я попросила его интенданта Александра Перейру поставить для меня три спектакля "Травиаты". Причем не постановку Дмитрия Чернякова, а восстановить старую классическую. Спектаклем продирижирует замечательный Нелло Санти, в нем споют баритон Лео Нуччи и тенор Франческо Мели.
Как вас осенило снова обратиться к партии, которую давно не исполняли?
Анна Нетребко: Я решила, что прежде чем совсем прекращу петь "Травиату", надо один раз исполнить ее как следует. На Зальцбургском фестивале мне это, на мой взгляд, до конца сделать не удалось. Там была беготня, каблуки - все это, конечно, здорово и интересно. Но спеть по-настоящему я могу только сейчас и хочу это сделать, пока не поздно. В Ла Скала уже творится страшный ажиотаж по поводу этих трех спектаклей.
Ваши поклонники замерли в ожидании "Манон Леско" в Большом театре в октябре. Насколько вам важно участие в этом проекте?
Анна Нетребко: Задумка режиссера Адольфа Яковлевича Шапиро мне показалась очень интересной. Он - театрал, знаток своего дела, его постановки всегда отличались зрелищностью и смыслом. Мы с ним пообщались, посмотрим, что получится. Надеюсь, что будет хорошо. Опера очень трудная, в ней особо не поиграешь и не побегаешь, это не "Манон" Массне. Дирижировать будет замечательный Ядер Биньямини.
В сентябре запланирован выход вашего очередного альбома "Веризм", обложка которого, где вы в облике чуть ли не индийской богини, уже произвела фурор на презентации в Берлине. Вы прилагали руку к дизайну?
Анна Нетребко: Обязательно прилагала и руки, и ноги, все остальное. Потому что если бы я не приложила, никто бы ничего и не сделал, к сожалению. Все мои диски такие немножечко безумные, и мне это нравится. На диске Verismo чувствуется присутствие поп-арта. Надеюсь, диск вам понравится, я над ним очень долго работала, он практически уже закончен.
Что еще планируете на ближайшее время?
Анна Нетребко: В следующем году меня ждут три новых партии - Адриана Лекуврер, Аида, Мадлен в "Андреа Шенье". Позже будут "Сила судьбы" Верди и "Тоска" Пуччини.