О том, что США по итогам нынешнего сельскохозяйственного года (длится с июля 2015-го по июль 2016-го) уступят России по экспорту пшеницы, американский минсельхоз посетовал еще в начале февраля. По его прогнозу, российский экспорт вырастет на 3 процента и достигнет 23,5 миллиона тонн. В США он упадет более чем на 9 процентов - до 21,1 миллиона тонн, что станет самым низким показателем с 1972 года, когда американская пшеница рекой текла в СССР.
Российский минсельхоз данные своих заокеанских коллег скорректировал, причем в большую сторону. Напомним, что в прошлом сельхозгоду (2014-2015) экспорт пшеницы из РФ составил 21,7 миллиона тонн. В этом - не менее 30 миллионов тонн. "Это увеличивает доходы страны и поднимает международный престиж России в качестве лидера по экспорту пшеницы на мировой арене", - заявил Ткачев.
Впрочем, насчет российского лидерства и "долгого" первого места среди мировых поставщиков пшеницы в экспертной среде идут споры. В том, что урожай будет рекордным, уверены в Российском зерновом союзе (РЗС). По мнению его главы Аркадия Злочевского, страна сможет продать 34,5 миллиона тонн зерна. С тем, что рекорд будет, согласен и директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. Вот только удержаться на мировом пьедестале экспортеров России вряд ли удастся. Как пояснил он "РГ", лидером будет ЕС, который поставит на экспорт 30 миллионов тонн одной только пшеницы. "Объем российских поставок достигнет 33 миллионов тонн, из которых 23,8 миллиона придется на пшеницу", - уточнил он. Но значимости самого факта это не снижает, поскольку Россия вышла в лидеры впервые в своей новейшей истории.
В своем фиаско американцы винят кризис, из-за которого доллар чрезмерно укрепился, а рубль резко ослабел. Это серьезно снизило себестоимость нашего зерна. В результате даже традиционный покупатель американской пшеницы - Мексика от ее поставок практически отказалась. Зато наше зерно стала активно покупать, хотя везти его надо через океан. Почивать на лаврах нам могут помешать несколько обстоятельств. "Это погода, а также излишнее административное регулирование и давление на бизнес, - перечисляет Рылько. - Кроме того, высокие тарифы на инфраструктурных объектах, проблемы с перевозкой зерна автотранспортом, неэффективность перевозки по железной дороге".