Пока же российская экономика "переживает тяжелое время" в основном из-за действующих западных санкций и падения цен на нефть. Вслед за Россией страдают экономики стран Центральной Азии, Восточной Европы и Кавказа.
Точных цифр Сума Чакрабарти не назвал, пообещав, что полный доклад может быть опубликован уже на этой неделе. "Мы обсуждаем с правительством России и частным сектором ситуацию в российской экономике и влияние, которое оно имеет на другие страны, - рассказал глава ЕБРР. - Некоторые люди (из соседних с РФ стран. - Прим. "РГ") говорят, что их экономика будет улучшаться, так как цены на нефть идут вверх. Но экономическая зависимость этих стран от связей с Россией слишком сильна". Исключением не стала и Европа.
С замедлением уровня инфляции с почти 17 процентов в марте прошлого года до 7,3 процента в апреле нынешнего львиная доля экономистов и международных институтов сочла наметившееся замедление спада экономики РФ появлением тренда на медленный, но устойчивый выход из отрицательной зоны.
По оценкам Банка России, за первый квартал 2016-го темпы падения ВВП застыли, показав около минус двух процентов. Минэкономразвития ранее оценивало падение с учетом сезонного фактора в 1,4 процента к аналогичному периоду прошлого года, с очисткой от сезонности в марте - минус 0,1 процента.
Позитивных данных от темпов российского ВВП ждет и Еврокомиссия (ЕК), тоже не ранее 2017 года. Тогда рост экономики РФ может составить полпроцента после прогнозируемого проседания на 1,9 процента в 2016-м, отмечалось в весеннем докладе ЕК. Международный валютный фонд предрекает перелом в экономической ситуации в стране также в 2017 году. Причины нынешнего застоя в полугодовом отчете названы те же, что и у ЕБРР, - низкие цены на нефть и западные санкции.
В обновленном макроэкономическом прогнозе минэкономразвития России на 2017-2019 годы предполагается, что от проклятия низких нефтяных котировок уйти вряд ли удастся. Ни базовый, ни консервативный, ни целевой сценарии развития не предусматривают нефть выше 40 долларов на горизонте ближайших трех лет, что выглядит вполне закономерной оценкой, так как на внешние факторы, к тому же столь волатильные, страна повлиять не может.
В самом оптимистичном варианте прогноза ВВП закрепится в положительной зоне в 2017 году на уровне 0,4 процента, в 2018-м - 2,9 процента, в 2019-м - 4,5 процента, причем за счет целого комплекса мер, среди которых фигурирует ограничение индексации зарплат. Реализация базового сценария "опускает" показатель ВВП в 2019-м вдвое - до 2,2 процента, но дает надежду на более высокий старт в 2017-м - 0,8 процента.
Санкции как фактор давления на экономику России в докладе минэкономразвития присутствуют, но напрасных надежд никто не питает: на весь прогнозный период ведомство сохраняет действие ограничений на доступ российских компаний к международному рынку капитала и продовольственное эмбарго.
Главная цель - смена ориентации экономики на инвестиционную модель развития, которая видится минэкономразвития реализуемой даже в санкционных рамках.
Впрочем, сейчас важнее всего для федерального бюджета, второй год пытающегося избавиться от дефицита, не снятие санкций, а хотя бы небольшое повышение цен на нефть. Ведь сами по себе ограничения, введенные западными странами против России, не столь жесткие, чтобы было невозможно к ним адаптироваться за последние два года. Поэтому инвестиционная модель роста для России возможна, особенно если вспомнить, кто является одним из крупнейших иностранных инвесторов в России. Это крохотная Республика Кипр. По состоянию на 1 октября 2015 года общий объем накопленных кипрских инвестиций в Россию составил 99 миллиардов долларов. РФ отвечает взаимностью - 103 миллиарда инвестиций в Кипр.
Этот факт позволяет говорить о том, что большая часть денежных вложений в российскую экономику приходится на российские же деньги, говорит доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов. Следовательно, нужно оказывать влияние на внутренние факторы, контролировать которые страна в состоянии. А именно - на бизнес-климат, то есть постепенное снижение коррупции, административной нагрузки и налогового бремени на предпринимательские круги.
Эти шаги могли бы принести ощутимый результат в переходе к инвестиционной модели роста российской экономики, но не моментально. Для начала нужно перейти от слов к делу, а затем - ждать, когда бизнес поверит в благие намерения государства, резюмирует Сергей Хестанов.