Документ проясняет тонкости процедуры наказания судей. Это вопрос деликатный и требует аккуратного подхода. Нельзя, чтобы судья чувствовал себя простым работником, которого можно, как говорится, обвешать выговорами и выгнать с работы.
Чувство независимости для судьи - важное профессиональное требование. Поэтому процедура наказания судей непроста. Но она нужна, и среди судей не может быть вседозволенности.
Постановление пленума особо указывает, что уволить судью можно только при исключительных обстоятельствах и доказывать исключительность случая должна именно квалификационная коллегия. Закон предусматривает три вида дисциплинарных наказаний для судей: замечание, предупреждение, досрочное прекращение полномочий. Как поясняет пленум, квалификационные коллегии должны учитывать и характер проступка, и личность судьи, в том числе морально-нравственные качества, и обстоятельства семейной жизни. Так что скандальный характер судьи и бытовые неурядицы могут сыграть против него. Судейский статус обязывает соблюдать высокие стандарты поведения везде - и в зале суда, и в нерабочее время. Пьянство, семейные скандалы и тому подобное для судьи недопустимо. Если же судья вынес решение, которое вышестоящая инстанция отменила, это не повод для наказания судьи. Как сказано в постановлении, "судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за сам факт принятия незаконного или необоснованного судебного акта", если ошибка вышла из-за неверной оценки доказательств по делу. Или если судья неправильно применил нормы права.
Неправильное применение нормы - еще не значит, что судья недобросовестен. Это только повод для него поработать над повышением квалификации. К тому же есть ситуации, по которым судебная практика еще только нарабатывается, возможно разное толкование норм. Нельзя, чтобы судья пытался угадать волю вышестоящей инстанции, а не судить так, как считает нужным по совести и закону. Как поясняет пленум, наказать судью за принятое решение можно только в том случае, если вступившим в законную силу приговором суда будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного судебного акта.