Объемы продаж российской электронной аппаратуры оцениваются в 13,5 миллиарда долларов, из которых 4 миллиарда приходится на продукцию гражданского назначения, а 9,5 - военного.
Доля России на мировом рынке электроники всего 0,4 процента, однако к 2026 году ее можно увеличить до 2,5 процента при сохранении темпов роста отрасли не менее 10 процентов ежегодно. Достигнуть этого показателя возможно в случае принятия стратегии развития отрасли на ближайшие 10 лет, которую производители рынка представили на IV конференции "Российская электроника".
Как и все стратегии, эта предполагает, что отечественная отрасль станет привлекательной для частных инвесторов и выйдет конкурентным поставщиком на мировой рынок. Полностью отраслевая стратегия будет готова к лету и отправится на рассмотрение в минпромторг.
Вполне вероятно, с государственной поддержкой возможно превысить долю экспортных доходов в выручке российских компаний от внутреннего рынка. "Мы уйдем от технологического отставания и придем к экспорту в перспективных отраслях", - замечает Андрей Безруков, председатель отраслевого отделения по радиоэлектронике "Деловая Россия".
К приоритетным и перспективным направлениям производители относят доверенные информационные системы, силовую или энергетическую электронику, оптоэлектронику и фотонику, радиолокацию и радиосвязь. По словам Ивана Покровского, генерального директора Информационно-аналитического центра современной электроники, новые тенденции мирового рынка - облачные технологии, развитие рынка IP-блоков в разработке, развитие рынка фаундри в производстве (выпуск продукции сторонних разработчиков, не имеющих собственной производственной базы. - Прим. ред.).
"Чтобы выходить на экспорт, надо иметь продукт, который можно представить на мировом рынке, а таких пока нет", - заметил Сергей Хохлов, директор департамента радиоэлектронной промышленности минпромторга. При этом он подчеркнул, что объем отечественной отрасли по итогам года вырос более чем на 30 процентов. Рост связан с большим количеством предприятий, которые работают по гособоронзаказу, но после окончания программы перевооружения в 2020 году объемы этого рынка начнут сокращаться, прогнозирует Покровский. На что Хохлов возразил: "Это рынок военных, но он стабилен и будет таким до 2025 года".
Что касается гражданского сегмента рынка, то при готовности крупных компаний инвестировать в российское производство он имеет большой потенциал развития. "Производители должны предлагать интересные для крупного бизнеса стратегии развития, а государство - их поддерживать", - отметил Андрей Безруков. По данным минпромторга, крупные компании и так имеют долгосрочные программы развития на 5-10 лет, а думать о внешних рынках в этом сегменте пока рано - экспорт гражданской продукции менее двух процентов.
При этом на российском рынке есть сильные частные компании, которые могут заниматься массовым выпуском современной потребительской электроники. Но без господдержки они не могут влиять на спрос внутри страны, а борьба с демпингом со стороны зарубежных конкурентов и вовсе не представляется возможной.