Як-130 еще называют "летающей партой". Основное предназначение этой машины - поднять на крыло курсантов летных вузов минобороны. Но в отличие от предыдущей учебно-тренировочной техники (ее роль в нашей армии долгие годы играли легкие реактивные Л-29 и Л-39 чешского производства), самолеты фирмы Яковлева - стопроцентное детище российского ОПК. Когда эту машину только проектировали, генералы поставили конструкторам жесткое условие: новый самолет должен подходить как для обучения будущих офицеров пилотированию самолетов четвертого поколения, так и для боевых действий.
К тому же, как утверждают эксперты, учебный Як может садиться на неподготовленные площадки, а еще он весьма неприхотлив в хранении и обслуживании. Что же касается его маневренных характеристик, то лучше всего о них говорит такой факт. Пару лет назад по решению министра обороны Сергея Шойгу на базе Борисоглебского учебного авиацентра создали пилотажную группу "Крылья Тавриды", которая проводит показательные выступления на Як-130.
Но, пожалуй, самую красноречивую характеристику российской учебно-тренировочной машине дал выходящий в США и Канаде журнал The National Interest. Як-130 там назвали "маленьким ужасом, которого стоит бояться НАТО". Этот самолет может нести три тонны боеприпасов, в том числе ракеты класса "воздух-воздух", "воздух-поверхность" и высокоточные управляемые авиабомбы. Прошлой осенью появилась информация, что на базе Як-130 планируют создать ударный беспилотник, по мощности превышающий американский MQ-9 Reaper.
На авиасалоне МАКС-2015 демонстрировали опытный образец Яка, оснащенный лазерным дальномером ЛД-130 с телекамерой. Кроме того, самолет можно оборудовать бортовым комплексом обороны "Талисман-НТ", существенно повышающим его выживаемость в бою, и штангой для дозаправки машины в воздухе.