03.03.2016 22:40
    Поделиться

    Сергей Мельниченко: Разгадка тайны малайзийского Boeing не приблизилась

    Неподалеку от побережья Мозамбика обнаружен еще один фрагмент пропавшего два года назад Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines. "РГ" попросила прокомментировать важную находку эксперта - генерального директора Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергея Мельниченко.

    Сергей Александрович, расскажите, что за обломок?

    Сергей Мельниченко: Найдена часть правого горизонтального стабилизатора Boeing 777. Она продрейфовала 6000 километров от того места, где ведутся поиски.

    Это шанс раскрыть тайну пропавшего самолета?

    Сергей Мельниченко: Малайзия и Австралия готовы к изучению находки. Однако и Национальный совет по безопасности на транспорте Малайзии, и их австралийские коллеги пока воздерживаются от каких-либо комментариев. Очевидно, для положительного или отрицательного ответа нужно будет изучить в том числе историю обнаружения данного фрагмента.

    Здесь что-то смущает?

    Сергей Мельниченко: Несколько месяцев назад американец Блейн Гибсон, интересующийся всем, что касается исчезнувшего самолета, встречается с австралийской специалисткой-океанографом, изучающей течения мирового океана. Она говорит Гибсону, что обломки самолета следует искать в районе острова Реюньон (там, где до этого уже был найден флаперон - деталь крыла) на побережье Мадагаскара и разделяющем этот остров и африканский континент Мозамбикском проливе. Гибсон летит в Мозамбик, нанимает лодку и плывет к песчаной косе, рядом с которой... находит обломок. И происходит это буквально за неделю до второй годовщины исчезновения лайнера.

    Чудесное совпадение?

    Сергей Мельниченко: Бывает и так. Но важная деталь: найденный ранее флаперон успел покрыться ракушками, а новый фрагмент треугольной формы абсолютно чист. Хотя дрейфовал намного дольше. Не исключено, конечно, что за время путешествия он долгое время "терся" о песок. Но этому пока нет ни подтверждения, ни опровержения. С другой стороны, ни один Boeing 777 за все время эксплуатации не исчезал, как это произошло с рейсом MH370. И находка опять связана с правым бортом! Как и обнаруженный флаперон. Возможно, при столкновении с водой самолет был накренен вправо.

    Ни современные технологии поиска, ни суперкомпьютеры не могут ответить на вопрос: как и где закончился рейс MH370. На поисковую операцию уже затрачено более 130 миллионов долларов, но разгадка тайны не приблизилась ни на фут. Австралийские расследователи готовы вновь предположить, что самолетом в последние минуты полета все-таки кто-то управлял.

    Опять версии, связанные с саботажем или терактом?

    Сергей Мельниченко: До сих пор расследование склонялось к тому, что самолет следовал на автопилоте, а пилоты были либо без сознания, либо мертвы. После выработки топлива самолет плавно спланировал на поверхность океана и потом затонул. Поэтому не осталось следов. Теперь руководитель расследователей с австралийской стороны Мартин Долан полагает, что если за штурвалом все-таки кто-то находился, то место падения может отличаться от того, которое было просчитано специалистами. Хотя дуга, по которой мог двигаться самолет, сомнений не вызывает.

    А вот недавно появилось сообщение, что капитан рейса Захария Ахмад Шах жив и лечится в одной из больниц Тайваня. Ложь?

    Сергей Мельниченко: Как известно, при неопределенности или информационном вакууме начинают плодиться небылицы. Этот слух был мгновенно опровергнут, как не соответствующий действительности, министром транспорта Малайзии.

    Поиски могут прекратиться к началу лета?

    Сергей Мельниченко: Да, называется такой срок. Но будет ли к этому времени раскрыта тайна Boeing 777? В истории известны с десяток случаев, когда не было обнаружено ни тел, ни обломков. Один из последних - в мае 2003 года из аэропорта в Луанде был угнан Boeing 727-223. Но на борту не было пассажиров. Самолет без связи и диспетчерского разрешения вырулил на ВПП, взлетел и удалился в юго-западном направлении. Больше его никто не видел.

    Справка "РГ"

    В ночь на 8 марта 2014 года Boeing 777-200, совершавший рейс MH370 из Куала-Лумпура в Пекин с 227 пассажирами, в том числе туристом из России, и 12 членами экипажа на борту, пропал с экранов радаров. Предполагается, что самолет потерпел катастрофу в южной части Индийского океана.

    Поделиться