01.03.2016 14:28
    Поделиться

    Исторический музей продолжил цикл лекций знаменитых филологов

    В Государственном Историческом музее в Москве известные филологи и лучшие преподаватели русского языка и литературы столичных школ по субботам проводят уроки чтения. Корреспондент "РГ" внимательно прослушала первую лекцию и отправилась на вторую.

    В Половецком дворике Государственного Исторического музея среди каменных изваяний древних половцев торопливо занимают места слушатели: мест мало, желающих много. "Мертвые души. Живые вещи" - так называется лекция, которую читает преподаватель русского языка и литературы столичной школы №57 Надежда Шапиро.

    - Вам не жалко тратить выходной на такой скучный жанр, как лекция, - спрашиваю миловидную даму, которая вооружилась ручкой и старой школьной тетрадкой.

    - Познавать материал на лекциях это такая концентрация внимания и эмоций, которая не сравнима ни с чем, - убежденно говорит Инна.

    Евгении 43 года, она музыкант, на лекцию пришла, чтобы почувствовать себя студенткой.

    - В 15 лет на вступительном экзамене по литературе мне достался билет "Почему "Мертвые души" называются поэмой". Я получила "отлично", от души пересказав все содержание и описав всех героев. Но ответа на этот вопрос я до сих пор не знаю, может быть сегодня, наконец, его услышу, - надеется Евгения.

    На большом экране фото первого издания "Мертвых душ". Интересно, что "похождения Чичикова" и "Мертвые души" набраны почему-то более мелким шрифтом, чем слово "поэма", которое выглядит гигантом на их фоне. Чуть ниже, самыми мелкими буквами скромно пристроено: "Н. Гоголя. 1842 год".

    - Эта книга с таким количеством секретов, - говорит Надежда Шапиро. - что нужно постоянно выбирать между тем, что там написано и тем, что мы знаем о Гоголе. А знаем мы, что он был редкий мистификатор и что ловко умел морочить всем голову. С обложки первого издания начинается странная история. По этой курчавой обложке, - лектор показывает на монитор, - совершенно невозможно догадаться, что в ней написано.

    "Мертвые души" я перечитывала множество раз. Но никогда не обращала внимания на обстоятельно описанные Николаем Васильевичем вещи. А зря. Вещи в поэме, на самом деле, живые.

    - Я хотела, чтобы музей дал нам их потрогать, но будем довольствоваться снимками, - говорит Надежда Шапиро (все экспонаты можно посмотреть на выставке "Уроки чтения" - прим.ред.),- это перо, которым Гоголь дописывал поэму. Настоящее, - уточняет лектор.

    Чубук и трубка, таинственное зерцало, за которым председатель совершал сделку столетий, золотистый халат, в котором возможно мог оказаться поутру Чичиков, оставшийся у Ноздрева. Шкатулка, которая вполне могла быть знаменитым ларчиком красного дерева,который вносят вторым номером после чемодана в первой главе. Ах, чего в нем только нет: заварочный чайничек, тарелочка, чашечка, какие-то диковинные необходимости, а внизу, говорят есть ящичек, в котором хранится бумага, которую так хотела заполучить Коробочка.

    - В музее мне рассказали, что такие "шкатулки" вмещали в себя около 80 предметов и были незаменимы для путешественника, - поясняет лектор.

    За час с небольшим Надежда Шапиро успела открыть почти все секреты. И необходимость франта в канифасовых панталонах и манишке, застегнутой тульской булавкой, который встречается в первом абзаце и  больше никогда не появится в поэме; и смысл ужасного быта с обилием мух, закопченными потолками и люстрами, расползающимися дорогами и двухнедельным слоеным пирогом; и откуда берется вечное соотношение русского с другим миром (а что скажут иностранцы?), и почему Пушкин сначала хохотал, слушая поэму, а потом загрустил, и значение бессмысленных слов Манилова и Коробочки, и силу лирических отступлений, и почему так хочется рыдать, слушая, заучиваемый поколениями, финал: "Эх, тройка! птица- тройка, кто тебя выдумал?".

    - Вот и все, - улыбается учитель, и по школьной традиции спрашивает, есть ли вопросы. Зал неловко молчит, но уже знакомая нам Евгения решается задать лектору вопрос, мучивший ее всю жизнь: "почему "Мертвые души" называются поэмой"?

    Надежда Шапиро напоминает, что Гоголь был увлечен "Божественной комедий", и задумывал написать три части, как Данте. Чем не поэма?

    - Лирические отступления, звучащие по нарастающей, тоже дают ощущение поэмы, - добавляет она.

    - Насколько Гоголь был маргинален, то есть, необычен для своего времени? - интересуется молодой человек.

    - Ну, маргинален не значит необычен, - поправляет его лектор. - Был ли необычным? Возможно. Например, он сказал товарищам, что пишет книгу под названием "Мертвые души" и больше не сказал ничего, чем ужасно разогрел их любопытство.

    Колоритный мужчина средних лет интересуется, почему титульный лист первого издания оформлен таким необычным образом с выделением слова "поэма".

    - Почему Гоголь сжег второй том? - смело задает девушка вопрос, который не дает покоя всем, читавшим поэму.

    - В жизни писателя наступает такой момент, когда он начинает думать, что он - мессия, - отвечает Надежда Шапиро, - Гоголь понял, что он должен показать возрождение Чичикова и даже Плюшкина. Но нет. Не получается.

    Молодой бармен, разливающий чай (уроки проходят за чашкой чая), тоже не удержался и поинтересовался у Надежды Ароновны, случались ли в реальности сделки с мертвыми душами?

    - Известно, что Гоголь просил своих друзей присылать ему всякие каверзы делопроизводства, говорят, что и такое вполне могло быть, - отвечает она.

    Полтора часа пролетели незаметно.

    Напоследок спрашиваю у Марии, которая пришла на лекцию со своей мамой и четырнадцатилетней дочерью Сашей, оправдались ли ожидания.

    - Я пришла показать дочери другой мир, а не тот, что ее окружает, - говорит Мария. - Мне кажется, у меня получилось.

    Все лекции "Уроки чтения за чашкой чая" можно посмотреть и послушать на сайте музея. Следующий урок чтения проведет знаменитый филолог и телеведущий Игорь Волгин.

    Поделиться