издается с 1879Купить журнал

Как украли Петра I

28 похищенных архивных документов вернулись в Россию

01 марта 2016

3 марта в резиденции посла США в Москве пройдет церемония передачи российским архивам похищенных ценностей. Артефакты были обнаружены сотрудниками спецслужб Соединенных Штатов. Что украли, кто это сделал и как нашли, "РГ" рассказал заместитель руководителя Федерального архивного агентства Владимир Тарасов.

Владимир Петрович, о каком объеме архивных документов идет речь? Что из возвращаемого можно назвать самым ценным?

Владимир Тарасов: Третьего марта в посольстве США в Москве планируется передача 28 документов, которые были похищены из российских государственных архивов, как мы предполагаем, в начале 1990-х годов и позже. Они обнаружены сотрудниками службы иммиграционных и таможенных расследований США. Это ценности из трех федеральных государственных архивов - Российского государственного исторического архива (РГИА), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и Российского государственного военного архива (РГВА).

Десять из возвращаемых документов относятся к фондам РГИА. Как мы думаем, они были похищены группой Файнберга, известного коллекционера, владельца антикварного магазина. Среди украденного им -  подлинные высочайшие повеления по придворному ведомству за XVIII-XIX веков, наиболее ценные - именные указы Петра Первого, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Павла Первого, а также подлинные высочайшие повеления и императорские указы Капитулу орденов за 1797-1917 годов, где речь идет о пожаловании наградами чинов различных ведомств. Значение этих документов для изучения наградной системы в Российской Империи, а также биографий видных государственных, общественных, военных, политических и церковных деятелей XIX - ХХ веков трудно переоценить.

Также из фондов РГАЛИ были похищены 17 рисунков из личного фонда Якова Чернихова, советского архитектора, художника, графика, живописца, теоретика архитектуры. Это архитектурные проекты, многие из них использовались при строительстве промышленных зданий и на железнодорожном транспорте.

А из РГВА похитили приказ народного комиссара обороны СССР за 1944 год с подписью Иосифа Виссарионовича Сталина.

Однако ходят разговоры, что ценность этих артефактов скорее не историческая, а коммерческая, продиктованная рынком и модой.

Владимир Тарасов: Конечно же, похитители, если крадут какие-то ценности, то руководствуются, прежде всего, меркантильными коммерческими интересами. Для них историческая, культурная и научная значимость документа вторична, главное - заработать.

Поэтому в 90-е был такой ажиотажный спрос на автографы Сталина? Складывается впечатление, что в те годы из архивов можно было украсть все, что захочешь. Это так?

Владимир Тарасов: Это ложное впечатление. Начнем с того, что хищения, в том числе и из архивов, имели место всегда и везде, а не только в России. И это данность. Ну а в периоды, когда в стране разброд и шатание, возникает больше соблазна и больше почвы для подобного рода преступлений.

К сожалению, о хищениях становится известно постфактум, как правило, гораздо позже, чем они произошли. Выявляются они при проверках наличия документов, которые мы регулярно осуществляем, а также когда пропажи вдруг всплывают на различных аукционах, в частности, в интернете.

Рассказывают, что когда в США нашли один из документов, которые в среду передадут России, и отправили запрос в РГВА, там ответили: "У нас все на месте". И только после этого обнаружили, что хранят подделку. Было такое?

Владимир Тарасов: Вполне могло. Я назвал 17 рисунков Чернихова. К сожалению, в эту аферу была вовлечена одна из бывших работников архива, которая меняла подлинные рисунки на копии. И формально в фонде все рисунки присутствовали. Но оригиналы были уже украдены. И обнаружилось это только, когда о краже стало известно.

Впрочем, хочу подчеркнуть, что хищений у нас происходит не больше, чем в любой другой стране. В читальных залах сейчас установлено видеонаблюдение, регулярно ведется работа по проверке наличия документов. А когда речь идет об особо ценных делах, она осуществляется после каждого посещения: человек поработал с документами - проверили, все ли на месте.

Также тестируется система, связанная с движением дел: они чипуются, чтобы в любой момент знать, где находится та или иная папка. Далеко не во всех странах такое есть. В некоторых даже дела не нумеруются, и поэтому в читальном зале можно спокойно вынуть из папки какие-нибудь страницы, и никто этого не обнаружит.

А какую страну вы имеете в виду?

Владимир Тарасов: Например, Канаду. Там считают, что это слишком дорогостоящий процесс - проставлять на каждой странице номер. - Всех интересует история Файнберга, она прямо голливудская: поддельные документы сотрудника журнала "Театр", по которым герой проходил в читальню, подкупленные милиционеры, ночные рейды за артефактами.

Антиквар сейчас в розыске?

Владимир Тарасов: В розыске. Как нам известно, проживает в Израиле, который его не выдает.

Как обнаружились хищения?

Владимир Тарасов: Все происходило в 1994-1995 годах. Но узнали об этом преступлении при расследовании совсем другого дела. Под видом миллионеров оперативники вышли на мошенников с раритетными марками и конвертами. У них в квартирах были проведены обыски, и помимо филателистических ценностей, которые искали, следователи натолкнулись на один из подлинников императорских указов. Дальше стали это дело расследовать и вышли на масштабные хищения в РГИА. В деле помимо антиквара оказались задействованы милиционер и некоторые работники архива, к которым Файнберг втерся в доверие. Они ему рассказывали, где какие документы находятся. Ночью милиционер открывал двери архива и отключал сигнализацию, преступники спокойно ходили по хранилищам и брали все, что хотели.

Их поймали и многое из украденного вернули на место. Но реальные сроки получили только милиционер и один из членов преступной группы. А сам Файнберг почему-то был отпущен под подписку о невыезде, чем и воспользовался: через Украину уехал в Израиль.

Компетентно

Саак Карапетян, начальник Главного управления международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры РФ.

- В производстве органа следствия Главного следственного управления ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области находится уголовное дело по обвинению В. М. Файнберга

Он в середине 90-х годов совершил хищение из фондов Российского государственного исторического архива документов, изданных в период XVIII - XX веков и представляющих историческую, культурную и научную ценность.

Генеральной прокуратурой РФ 28 марта 2012 года в министерство юстиции США в соответствии с Договором о взаимной правовой помощи по уголовным делам между нашими странами от 17.06.1999 был направлен запрос о правовой помощи по уголовному делу по обвинению В.М. Файнберга.

Основанием для запроса послужила информация Минкультуры России, согласно которой в США на торги аукциона Leonard Auction выставлены похищенные исторические документы. В запросе о правовой помощи в том числе содержалась просьба произвести выемку выявленных в США похищенных исторических документов.

Кроме того, Генеральной прокуратурой 15 мая 2002 года в компетентные органы Израиля направлен запрос о выдаче Файнберга для привлечения к уголовной ответственности за хищение документов, имеющих историческую и культурную ценность по ст. 147-2, ч. 1 ст. 78 УК РСФСР. Однако компетентными органами государства Израиль 25 августа 2005 года принято решение об отказе в выдаче Файнберга.

В результате проделанной работы достигнута договоренность о передаче российской стороне в посольстве США в Москве 28 архивных документов, представляющих историческую ценность.

Комментарий

Татьяна Горяева, директор РГАЛИ:

Чернихов - сейчас очень известный архитектор и востребованный художник, который предвосхитил строительство небоскребов. Но он скончался в 1951 году, тогда его конструктивистские произведения не были в цене, и фонд был приобретен государством за небольшую цену, некоторые документы даже переданы родственниками безвозмездно. Всего 224 единицы хранения, а среди них и его графические рисунки. Как потом выяснила экспертиза, не только самого Чернихова, но и так называемых учеников. В нулевые имя художника уже было раскручено, его персональная выставка была в Третьяковской галерее. Газеты писали о гениальности архитектора. И вот в 2006 году некоторые его рисунки были обнаружены на аукционе в интернете. Надо сказать, что аукцион среагировал мгновенно: лоты были сняты с торгов. Рисунки сразу же поступили в распоряжение Росохранкультуры и чуть позже были возвращены нам. В течение 10 лет произведения Чернихова возвращались на родину разными путями.

Надеемся, что трагический случай с кражей рисунков Якова Чернихова десятилетней давности будет последним. У нас произошла переработка всех основ хранения. Персонал серьезно проверяется, и к каждому хранилищу имеет доступ только конкретный сотрудник. А в 2006 году мы только налаживали систему электронного доступа в хранилища, видеонаблюдения. Работали по старинке. У нас не было такого технического оборудования, которое бы позволяло, как сейчас, контролировать весь процесс. Был переходный период от сложных 90-х годов, когда архивы находились в плачевном состоянии. В начале нулевых мы только приступили к серьезной реконструкции архивного дела. Но вот немножко не успели.