25.02.2016 12:50

Астрофизики рассчитали дальность источника тайных сигналов из космоса

Австралийские ученые из Технологического университета Суинберн вычислили расстояние до источника загадочных радиовспышек, считавшихся ранее сигналами инопланетян. Обоснование их расчетов изложено в журнале Nature.

Группа астрофизиков под руководством Эвана Кина выяснила, что таинственные излучения возникают в галактике, расположенной в шести миллиардах световых лет от Земли. То есть их природа однозначно является космологической, а не инопланетной.

Изучение вспышек радиоизлучения (FRB - fast radio-burst) ведется с 2007 года, именно тогда они были случайно открыты во время наблюдений за радиопульсарами при помощи телескопа Паркс. Впоследствии ученые обнаружили следы еще девяти подобных всплесков. Необъяснимая периодичность в их структуре наталкивала астрофизиков на мысли об искусственном происхождении излучений и на то, что они потенциально могут исходить от внеземных цивилизаций.

В декабре прошлого года ученым удалось частично прояснить загадку. Поляризация одного из сигналов показала, что он мог возникнуть внутри нейтронной звезды в ходе необычных "звездотрясений", или же в результате формирования черной дыры либо других процессов внутри сверхплотных сгустков материи. Для точного ответа было необходимо определить расстояние до источника зарождения.

Рассчитать дистанцию Кин с коллегами смог на основе данных вспышки FRB 150418, произошедшей 18 апреля прошлого года. К наблюдению были подключены несколько обсерваторий, в итоге выяснилось, что у длившейся всего несколько секунд вспышки оказалось длинное многодневное послесвечение, благодаря чему и удалось идентифицировать источник.

По расчетам ученых, вспышка произошла в далекой эллиптической галактике и затмила ее всю - яркость превышала силу свечения Солнца в миллиард раз. По мнению Кина, прародителем сигнала послужили две нейтронные звезды, слившиеся воедино и превратившиеся в черную дыру. Помимо света, радиоволн и других форм электромагнитного излучения, катаклизм должен был породить сильные гравитационные волны, но увидеть их пока не удалось из-за большого расстояния до галактики.

Вместе с тем, как отмечает РИА Новости, FRB 150418 уже помогла ученым раскрыть одну космическую тайну - "растягивание" радиоволн этой вспышки помогло астрофизикам решить проблему "недостающей материи" во Вселенной - того, что все видимые галактики содержат примерно в два раза меньше видимой материи, чем они должны содержать.

Кин утверждает, что волны изученной вспышки были растянуты в соответствии с  современными космологическими теориями. Это означает, что "потерянная" материя на самом деле существует, но найти ее астрофизики надеются после постройки нового поколения оптических и радиотелескопов.