23.02.2016 17:30
    Поделиться

    Современное румынское кино: нам все понятно и без слов

    Прошедший кинофестиваль 2morrow ознаменовался показом нескольких весьма занятных картин, дающих представление о современном кино загадочной Румынии: в недавнем прошлом социалистической страны, ныне переживающей все прелести принудительных инъекций капитализма.

    Оказавшись на распутье, страна с преимущественно православным населением, говорящим на языке романской группы, веками вбиравшая в себя совершенно разные культуры - от османской до саксонской и венгерской - умудряется сохранить свои корни, возможно, не совсем понимая, что в современных условиях это сродни настоящему подвигу. И это кино нам близко абсолютно интуитивно, порою не нуждаясь в переводе.

    Фильм "Благие намерения" (Din dragoste cu cele mai bune intentii) Адриана Ситару рисует типичную ситуацию, с которой приходится сталкиваться маленькому человеку, не готовому к тому, что в один прекрасный момент ему придется залатывать частичками своей истончившейся души все дыры, некогда успешно заполнявшиеся деятельностью социальных служб государства с плановой экономикой. Тридцатилетний Алекс отзывчив и неравнодушен. Узнав об инсульте, произошедшем во время школьного урока у его мамы, он теряет голову и начинает лихорадочно предпринимать контрпродуктивные действия, осложняющие работу врачей и вселяют тревогу в его мать.

    Это вынуждает ее привычно превратиться в утешителя своего так и не выросшего сына, забыв о собственной болезни, и с пониманием отнестись к его неумелым попыткам продемонстрировать свою взрослость. Некий еле уловимый балканский сюр, практически полное отсутствие личных границ в общественном пространстве воспринимаются не как бытовая неустроенность, но как щедрость и благородство душ тех, кто и не признает за собой никаких особых достоинств. Это было и у нас, но мы, в массе своей, не сумели это сохранить. Удастся ли это румынам - пока неизвестно.

    Короткометражный фильм того же Адриана Ситару "Арт" (Arta) рассказывает об "амбициозном проекте" двух малоизвестных режиссеров, намеревающихся снять "фильм о проблеме детской проституции". Цель, с их точки зрения, полностью оправдывает средства: а то, что на главную роль им придется найти несовершеннолетнюю девочку, посвятить ее в авторский замысел с непредсказуемыми последствиями для ее психики, неизбежно подвергнуть нападкам друзей и учителей - все это им кажется малозначимым.

    В разговоре с мамой девочки они рассуждают общими фразами о кинематографических абстракциях, о социальной ответственности, об арт-хаусе и заоблачных перспективах. Все это забалтывание совсем не выглядит искусно плетущейся интригой, беда в том, что эти горе-создатели независимого ни от чего кино до определенной степени верят в то, что говорят. Абстрактные лозунги, несбыточные мечты - как легко льется обман в уши тех, кто еще недавно в государственном масштабе прекраснодушно верил во всеобщее светлое будущее, а ныне стал орудием самых низменных манипуляций.

    Своеобразным эпилогом погружения в архетипы восприятия румынской жизни является фильм "Сокровище" (Comoara) одного из самых известных румынских режиссеров, Корнелиу Порумбойю. На первом плане мы видим повествование, содержащее все элементы сказки: порядочный семьянин Кости, еле сводящий концы с концами, чьи намерения, вернее, их серьезность, проверяет на прочность его величество случай, предлагая поучаствовать в поисках клада. Его упорство и терпение с лихвой вознаграждаются, но эпилог картины показывает всю несуразность и детскость реакции человека, морально неготового к ответственности, сопряженной с изменением своего материального статуса в лучшую сторону. Но, в конце концов, он-то искал именно сокровище.

    Подписывайтесь на наш канал в Telegram telegram.me/cinemacracy

    Поделиться