15.02.2016 00:55
    Поделиться

    Дмитрий Александров: В кризис можно больше инвестировать в ПИФы

    Рынок коллективных инвестиций начал 2016 год с хорошим заделом. Только в январе чистый приток средств пайщиков в паевые инвестиционные фонды (ПИФ) составил 3 миллиарда рублей. Правда, большая часть средств досталась фондам облигаций, которые в 2015 году по доходности обогнали банковские депозиты. Почему на рынке востребованы консервативные продукты, "РГ" рассказал президент Национальной лиги управляющих Дмитрий Александров.

    Январь задал ударный темп. Какого роста ждете по итогам года?

    Дмитрий Александров: Ожидаем прироста по активам фондов в 10 процентов, даже если не будет сильного роста на фондовом рынке. Рост обеспечат фонды денежного рынка и фонды облигаций. Возможен рост ПИФов акций, который наступит рано или поздно.

    2005-2006 годы стали последними супердоходными годами российского фондового рынка. Что сейчас людей привлекает?

    Дмитрий Александров: Люди стали понимать, что ПИФы - это инструмент сохранения денежных средств. Начиная с августа 2015 года количество активов под управлением только увеличивается. В том числе в январе 2016 года у нас стало на 3 миллиарда рублей больше под управлением.

    Какую доходность показывают сейчас ПИФы?

    Дмитрий Александров: За 2015 год доходность была хорошая. От 20 до 40 процентов вполне реально было получить. Фонды облигаций стабильно приносят 10-20 процентов.

    Кто сегодня инвестирует в ПИФы? Нарисуйте социальный портрет инвестора.

    Дмитрий Александров: Мужчин пока еще больше, чем женщин. И, наверное, это не очень хорошо, потому что финансовой главой семьи и домохозяйства в России часто выступает женщина.

    Возраст основной массы инвесторов - 25-50 лет. Это люди с высшим образованием, жители крупных мегаполисов. В первую очередь это Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. В регионах пока культура инвестирования невысока. Сами ПИФы существуют, но пока еще как инструментом местное население не научилось ими пользоваться.

    Какие виды ПИФов сегодня наиболее популярны: открытые, закрытые, интервальные?

    Дмитрий Александров: Основный рост рынку обеспечивают открытые фонды. Это уже классика. В первую очередь ПИФы облигаций. С интервальными фондами есть проблема. С одной стороны, они квазизакрыты, с другой стороны, они интервальные, то есть открываются на какой-то период времени. Мы пытаемся переосмыслить их использование, а регулятор - их регулирование.

    По поводу закрытых инвестиционных фондов в России устоялась точка зрения, что они больше подходят для продвинутых инвесторов. Но сильных проектов закрытых ПИФов, которые пытались вывести в ретейл, мы пока не увидели.

    Какие ниши сегодня еще не заполнены?

    Дмитрий Александров: Сейчас в России присутствует практически полная линейка ПИФов, какая есть в мире, кроме разве что ETF (Exchange Traded Fund) - торгуемых на бирже фондов. Но в любом случае рынок растет за счет классических фондов.

    Какой средний горизонт инвестирования у людей? 5-10 лет?

    Дмитрий Александров: Нет, 10 лет для России еще слишком большой горизонт. Но в любом случае его граница сдвигается, люди уже инвестируют на срок больше года. И это правильно. Инвестирования на срок менее года носят больше спекулятивный характер. На короткий срок проще размещать средства на депозите.

    Если горизонт инвестирования более года, то имеет смысл купить паи ПИФов облигаций. Если вложения планируются на срок от двух лет, можно уже посмотреть и на ПИФы акций.

    Какую тактику инвестирования в ПИФы вы посоветуете?

    Дмитрий Александров: В кризис инвестировать лучше даже чуть-чуть больше, чем можно на быстро растущем рынке. Причем речь не идет о единоразовом взносе. Это должно быть стабильное инвестирование какой-то части дохода - средств, которыми вы не планируете пользоваться, в течение 1-3 лет. Желательно ежемесячно покупать какое-то количество паев.

    Акции в России сейчас очень низко котируются, поэтому рынок будет расти в любом случае. Купив задешево, есть шанс в будущем получить хороший доход.

    Поделиться