Внедрение на Вологодчине системы "Безопасный город" оказалось под угрозой

Свыше 800 млн рублей должно быть направлено на создание системы "Безопасный город" в Вологодской области. Однако судьба масштабного проекта вызывает опасение уже на старте его реализации. Как оказалось, местным спасателям не удается в полной мере освоить уникальную систему безопасности, разработанную учёными несколько лет назад и поставленную на вооружение регионального управления МЧС.

К слову, Вологодская область первой в стране приступила к созданию аппаратно-программного комплекса "Безопасный город". Новинка уже до конца этого года заработает в Вологде, Череповце и Вытегорском районе, то есть для 55% населения региона. Новая система призвана усилить информационное взаимодействие эксплуатируемых технических систем, улучшить координацию деятельности экстренных служб, обеспечить эффективное прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз для безопасности населения.

В исполнении мероприятий программы принимают участие 22 ведомства, в том числе ФСБ, Минэкономразвития, Минфин, Минкомсвязь, МВД, ФСО, Минздрав, Минобрнауки. Финансирование - и федеральное, и местное. Главным распорядителем средств на федеральном уровне является МЧС России. Проект обойдется бюджету почти в 810 млн рублей. Работы планируется завершить в 2016 году.

Создание системы "Безопасный город" особенно актуально в условиях роста числа правонарушений: в той же Вологодской области в 2015 году более чем на 20% возросло количество преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах. В то же время нельзя не отметить, что важный проект разворачивается на фоне скандала, связанного с внедрением в области Комплексной системы природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения (КСБЖ) - совместного проекта МЧС, правительства России и ведущего научного учреждения страны - МГТУ им. Баумана.

Оказалось, что в ходе работы над КСБЖ в Вологодской области между исполнителем и заказчиком в лице ГУ МЧС возникла конфликтная ситуация. По данным "РГ", еще в 2011 году один из местных руководителей спасательного ведомства попросил учёных включить в перечень работ по проекту реконструкцию системы оповещения населения «Маяк». Этот проект стартовал годом раньше, финансировался из регионального бюджета, но по каким-то причинам так и не был завершен. Однако "бауманцы", связанные строгими условиями госконтракта по КСБЖ, отказались неофициально работать по стороннему проекту.
Тогда недовольный чиновник попытался передать работы по КСБЖ другой компании. Когда и это не удалось, он обратился с жалобой на подрядчика в УФСБ по Вологодской области. После чего в МГТУ имени Баумана прошли обыски и допросы, авторов проекта вызывали в прокуратуру.
 

Этот уникальный комплекс, работа над которым продолжалась с 2011 по 2013 год, включает три системы и 10 подсистем, передающих информацию в режиме реального времени в единый пункт управления в центре управления в кризисных ситуациях МЧС Вологодской области и в ситуационные центры Вологды и Череповца. КСБЖ создана с применением самых передовых технологий: GPS-ГЛОНАСС, радиочастотной идентификации объектов, компьютерного 3D-моделирования, автоматизированного сбора критических параметров и обратной связи. Сейчас фактически ни одно происшествие, потенциально опасное для населения, важных природных, промышленных, логистических объектов области, не может остаться без внимания ответственных служб. Разработали и внедрили эту инновационную систему российские специалисты, ядро команды составили учёные из МГТУ им. Баумана.

В декабре 2013 года руководитель ГУ МЧС по Вологодской области Андрей Бессмертный подписал все акты приемки КСБЖ, после чего рапортовал главе МЧС Владимиру Пучкову об успешном завершении работ по внедрению системы. Год спустя экспертная группа Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России по результатам проверки констатировала: "Внедрение КСБЖ снижает общее время научно-обоснованных управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 25%.  Гибель на пожарах в местах с массовым пребыванием людей снижена на 20% в 2013 году и на 25% в 2014 году".

Немаловажно, что аналогичной системы КСБЖ на уровне субъектов РФ не существует.  Специалисты МЧС после теста вологодской системы порекомендовали ее к использованию и в других субъектах РФ.

Однако всего год спустя, в декабре 2015 года, ситуация в корне меняется. Следственный комитет РФ возбуждает уголовное дело по факту растраты (ст. 160 УК РФ) в ГУ МЧС по Вологодской области, а руководитель регионального управления МЧС Бессмертный вдруг заявляет, что "система так и не заработала", и спасатели готовят иск против МГТУ им. Баумана.

И это притом, что с момента подписания актов и рапорта об успешном запуске КСБЖ ее создатели прошли уже через четыре масштабные проверки с участием более чем 40 видных экспертов. Все они подтвердили полное исполнение всех требований техзадания, комплектность поставленного оборудования и работоспособность системы.

Тем временем заказчик системы - ГУ МЧС по Вологодской области - вот уже два с лишним года не может наладить работу по грамотной эксплуатации системы, которая обошлась бюджету в 355 млн рублей. Как объясняют специалисты, эти проблемы связаны с окончанием договоров предоставления услуг связи, которые в самом начале были вынуждены оплачивать исполнители,  также требовался контроль за измерительным оборудованием, оно нуждалось в технической поддержке, обслуживании, периодических поверках и замене чувствительных элементов датчиков, контролирующих параметры опасных веществ.

Не проводится техническое обслуживание и метрологическое сопровождение сложнейшего оборудования, не заполняются журналы опытной эксплуатации, никто не обучает новых сотрудников работать с системой. Приостановлен   процесс передачи материальных ценностей организациям, фактически владеющим оборудованием и программным обеспечением КСБЖ, а значит, невозможно заключать необходимые для ее обслуживания договоры. В течение 2014 года работоспособность дорогостоящей системы за свой счет поддерживал МГТУ им. Баумана, но сейчас она постепенно приходит в негодность.

Кстати, расходы на создание сложных автоматизированных систем, к коим и относится КСБЖ, составляют всего около одной трети от общих затрат на систему за весь ее жизненный цикл, длящийся около пяти лет.  Две трети, то есть львиную долю, должны составлять расходы на обслуживание и эксплуатацию системы. Простой арифметический расчет дает нам цифру не менее 140 млн. рублей в год. При этом на обслуживание и эксплуатацию системы КСБЖ  ГУ МЧС с 2011 по 2015 год включительно средств выделено не было. Ну если разве не учитывать эпизодические расходы на оплату линий связи.

Руководство же областного ГУ МЧС переводит стрелки на "бауманцев", грозит университету судом, в то время как Вологодская область запускает у себя еще один важнейший – и еще более дорогостоящий – проект.