27.01.2016 19:44
    Поделиться

    На Урале стало меньше коммунальных аварий

    В Свердловской области ищут варианты привлечения частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру
    В Свердловской области начало года ознаменовалось целой чередой происшествий на коммунальных сетях. Без тепла, света и воды на разные сроки - от считанных часов до нескольких суток - оставались более 40 тысяч человек. Если выражаться языком статистики, каждый сотый житель региона попал в зону отключения. Есть ли система в этой цепочке ЧП или каждый замерзающий подъезд несчастен по-своему, разбирался корреспондент "РГ".

    В темноте и в обиде

    Энергетики, в отличие от журналистов не любят слово "авария", предпочитая менее эмоциональное "инцидент" - отказ или повреждение технических устройств и сетей. При аварии происходит их разрушение, да еще и с элементом внезапности. Строгой классификацией происшествий занимается Ростехнадзор, а практики для простоты оперируют одной категорией - временем отключения коммунального ресурса: до суток либо свыше. Например, по всем параметрам под понятие "авария" попадает происшествие в Верхней Салде на прошлой неделе. 19 января на подстанции "Нижняя" произошел пожар, из-за которого были отключены насосные станции, остановлена работа очистных сооружений, прекратилась подача тепла. В зону отключения попали 30 многоквартирных и 3,5 тысячи частных домов, в которых в общей сложности живет порядка десяти тысяч человек. Полностью восстановить жизнеобеспечение удалось лишь на следующий день. Проверка по этому факту еще не окончена, но представители регионального минэнерго уже озвучили причину происшествия: человеческий фактор - поджог либо серьезные ошибки, допущенные во время проведенного ранее ремонта.

    Днем раньше в результате аварии на магистральном трубопроводе без тепла остались 10 многоквартирных домов в поселке Черемухово, там пришлось отменять занятия в школе. С едва теплыми батареями просидели все новогодние выходные жители некоторых домов Белоярского, а в поселке Конево Невьянского городского округа на грани размораживания находится вся теплосистема. Без тепла оказывались люди в Североуральске, Полевском и Артемовском.

    Кому трубу?

    Тем временем официальная статистика не подтверждает мрачных сообщений в СМИ о том, что область погрязает в коммунальных проблемах. Так, по данным министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области, за декабрь и половину января произошло 19 технологических нарушений, последствия четырех из них устраняли более суток. Для сравнения: за такой же период прошлого года произошло 27 инцидентов.

    - Нельзя сказать, что отопительный сезон проходит идеально. Самыми холодными точками остаются поселок Конево и южная часть города Полевского, однако ситуаций, перерастающих в чрезвычайные, в области больше нет, - говорит глава министерства Николай Смирнов. - Финансирование отрасли в сравнении с 2010 годом увеличено в восемь раз - с 400 миллионов рублей до 3,5 миллиарда. В текущем году объем уменьшен, но несущественно: ЖКХ остается приоритетным направлением, финансируется программа его модернизации и повышения энергоэффективности. А с учетом средств местных бюджетов и внебюджетных денег в последние годы в коммуналку вкладывается по шесть миллиардов рублей.

    По словам министра, за последние семь лет в муниципалитетах научились двум важным вещам: готовить коммуникации к очередному отопительному сезону и своими силами, без создания чрезвычайных комиссий устранять последствия неизбежных инцидентов и аварий на сетях.

    Неизбежных, потому что трубы почти не ремонтировались с 90-х годов прошлого века, сегодня ситуация меняется, но не так быстро, как хотелось бы. Три года назад износ коммунальных коммуникаций на Среднем Урале составлял в среднем 80 процентов, сегодня - от 64 до 68-ми.

    Хуже всего дела обстоят в теплосетевом хозяйстве - самом разветвленном, требующем значительных финансовых затрат на эксплуатацию и тем более реконструкцию. Кроме того, инвентаризация теплосетей, проведенная за последние два года, выявила множество бесхозных участков. Больше всего их в рабочих поселках: предприятия, построившие трубопроводы хозспособом лет двадцать назад, побросали их на произвол судьбы. Оперативно устранять аварии здесь сложно: в соответствии с законодательством в ремонт таких сетей не вложить ни копейки без решения специальной комиссии. Тем не менее, например, в прошлом году на эти цели из резервного фонда региона было направлено около 200 миллионов рублей. Деньги пошли на срочные работы в Камышлове, Сосьве, Алапаевске.

    Однако такие вливания, по мнению экспертов, не решают проблему бесхозных сетей. В последние два года "ничейные" трубы понемногу обретают хозяев, чаще всего ими становятся муниципалитеты. Это происходит не от хорошей жизни, поскольку частного инвестора в тепловые сети не поймаешь: вложения здесь либо не окупаются вовсе, либо срок их возврата растягивается на полвека и более. Однако, по словам Николая Смирнова, есть некоторые надежды на изменения в федеральном законодательстве, благодаря которым бесхозное оборудование можно будет выставлять на торги при условии, что концессионер в течение первого года эксплуатации проведет инвентаризацию.

    Рубль не греет

    Но для бизнеса более понятна и выгодна схема инвестиций в генерацию: скажем, вложения в модернизацию котельных окупаются всего за пять-семь лет. Поэтому процесс перехода муниципальных теплоисточников в частные руки пусть медленно, но движется, тем более что на федеральном уровне сроки передачи в концессию имущества неэффективных МУПов продлены.

    В прошлом году две трети таких конкурсов прошли вхолостую: инвесторов не нашлось. Но часть все же принесла плоды: было заключено 15 соглашений на общую сумму 1,5 миллиарда рублей. Например, в Невьянске частная компания построила три современных котельных, переведя городскую систему отопления с угля на газ. Заключены соглашения о модернизации систем в Волчанске, разрабатываются соглашения по Асбесту и Серову. Готовится крупное предложение по северной части города Полевского.

    Впрочем, концессия - не панацея, считает министр.

    - Очень часто в коммунальное хозяйство приходят люди с деньгами, желанием, но без знаний и соответствующего опыта. Их энтузиазма хватает на год-два: уже есть опыт расторжения отношений с такими бизнесменами. Например, по инициативе городской администрации не продлено соглашение в Волчанске. Сейчас в судебном порядке планируют расторжение договора с концессионером в Реже, - рассказывает министр.

    Специалисты считают, что делать все ставки на одну концессионную схему неправильно: должно быть несколько равноправных вариантов привлечения средств в ЖКХ.

    - Почему мы отказываемся от аренды, от частной собственности в сфере коммунального хозяйства? - задает практические, но риторические вопросы Николай Смирнов. - Почему инвестор не может построить котельную, которая останется в его собственности, и оказывать услуги теплоснабжения? Конечно, с одной стороны, есть опасность, что собственник уйдет и оставит людей без тепла, но с другой - в договорах обычно закреплена обязанность предоставлять эту услугу еще не менее трех лет.

    Однако сегодня законодательство таково, что на практике воплотить подобные схемы сложно. Прямого запрета нет, но ограничение проявится при утверждении тарифов. Изменение этого порядка, уверены отраслевые эксперты, подогреет интерес частников к коммунальному бизнесу.

    Тем временем

    В плане теплоснабжения Екатеринбург выглядит относительно благополучной территорией, хотя еще в 2011 году за столицей Среднего Урала закрепилось прозвание "долина гейзеров" - без коммунальной аварии не обходилось и месяца. Однако в том же году Минэнерго утвердило для теплоснабжающей компании трехлетнюю программу RAB-регулирования, позволившую существенно увеличить объем средств, инвестируемых в реконструкцию магистральных теплосетей. В результате темпы перекладки магистральных труб увеличились с восьми километров в 2010 году до 21-го в 2013-м. "Гейзеры" на улицах бить перестали, отключения жилых домов от тепла минимизировались. По мнению экспертов, этот опыт вполне масштабируется на другие бедствующие территории. Однако эксперимент с тарифным регулированием федеральное правительство решило свернуть.

    Поделиться