25.01.2016 00:10
    Поделиться

    Россияне стали экономить на развлечениях

    Россияне стали тратить на 20 процентов меньше, чем в прошлые годы
    Если шесть лет назад россияне больше экономили на одежде и продуктах, то сейчас - на отдыхе, отпусках и развлечениях. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований.

    А вот образование для наших граждан - святое, на нем люди даже в кризис не хотят экономить, как и на коммунальных расходах - водой и светом пользуются, сколько пожелают. Прослойка людей, не сокращающих свои расходы в кризис, на протяжении шести лет остается прежней - это 11-12 процентов.

    По словам старшего научного сотрудника МГУ, эксперта центра Сулакшина Надежды Хвыля-Олинтер, за эти шесть лет прогнозы граждан на ближайшее будущее стали более пессимистичны, но зато реакция на рост цен пока сдержаннее.

    "Объяснить это можно тем, что за годы относительно стабильной экономики и высоких цен на нефть работающая часть населения успела сделать накопления и пока имеет "запас прочности" своего бюджета", - говорит эксперт.

    Заметим, что сейчас граждане хранят на банковских вкладах более 20 триллионов рублей. Но каждый четвертый уже "раскупорил кубышку" и стал тратить ранее сделанные накопления.

    По данным статистики, число россиян, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума, превысило 23 миллиона. "И сумма среднего чека, отражающего траты россиян за один поход в магазин, уменьшилась в сравнении с предыдущим годом на 27 рублей. А с учетом накопленной за год инфляции получается, что мы стали тратить почти на 20 процентов меньше, причем характерно это в равной степени для всех регионов России, включая столицу", - говорит Надежда Хвыля-Олинтер.

    Меняющееся экономическое поведение россиян диктует им меньше закупаться в супермаркетах и гипермаркетах, за счет чего за год на 7 процентов сократился объем оставленных в больших магазинах сумм.

    "Люди теперь предпочитают делать покупки в дискаунтерах и небольших торговых точках (их чеки выросли на 5 процентов), пытаясь уменьшить количество приобретаемых за один раз товаров", - говорит Хвыля-Олинтер. В попытках сократить потребительские расходы в первую очередь ограничивают траты на удовольствия (досуг) и дорогостоящие продукты питания. Но стратегии экономии варьируются в зависимости от возраста. Молодежь старается меньше тратить на кафе и рестораны, цены в которых выросли на треть. Пожилые люди отказывают себе в новой одежде, продуктах и дорогих лекарствах .

    Наметилась еще одна тенденция. Люди начинают потихоньку закупать впрок продукты с большими сроками хранения. Сейчас, по различным опросам общественного мнения, это делает каждый третий россиянин.

    "Но надо понимать, что ни одна из стратегий сокращения личных трат не приведет к положительному результату, пока не поменяется экономическая модель в масштабах страны", - говорит Хвыля-Олинтер.

    По ее словам, статьи личных расходов, которые можно подсократить, каждый сегодня выбирает, перераспределяя структуру собственных расходов.

    Инфографика РГ/Антон Переплетчиков/Татьяна Зыкова
    Поделиться