20.01.2016 15:00
    Поделиться

    Репортеры "СОЮЗа" провели один день с ректором Щукинского института

    Репортеры "СОЮЗа" провели один день с ректором знаменитого Щукинского института
    Переулки Арбата. Старинное здание с вековой историей - это Театральный институт имени Бориса Щукина при театре Вахтангова. Фойе полно студентов.

    На учебной сцене - декорации к спектаклю "Зойкина квартира" по Михаилу Булгакову. Идет репетиция. Через этот спектакль проходят все курсы, все студенты, так здесь заведено.

    - В чем суть вахтанговской школы? - спрашиваю я стройного юношу с лицом молодого Ланового.

    - Нет праздника - нет спектакля, - отвечает он.

    Среди знаменитых выпускников легендарной Щуки - Яхонтов, Марецкая, Лановой, Демидова, Вертинская, Райкин, Калягин, Ширвиндт, Максакова, Купченко, Державин, Шалевич, Маковецкий, Суханов...

    23 октября 1914 года считается днем рождения Щуки. В этот день Евгений Вахтангов прочел свою первую лекцию по системе Станиславского и, чтобы "принять или отвергнуть ее", создал студию. Первый спектакль провалился. И тогда Вахтангов стал учить студийцев. В 2002 году училище было переименовано в Театральный институт имени Бориса Щукина. В 2003 году ректором стал артист театра имени Вахтангова Евгений Князев, на счету которого множество ярких ролей, из последних - Вольф Мессинг и Иосиф Сталин. Нам повезло - экскурсию по училищу проводит для нас сам Мастер. И поначалу ведет на первый этаж, в зал ритмики.

    ...Зал полон. Нет, это не репетиция - мы попали на студенческое собрание. Князев обводит колким взглядом аудиторию и тут же устраивает разнос нескольким студентам, посмевшим накануне бурно отметить сдачу спектакля "Прощание с Матерой" по Валентину Распутину.

    - Вы даже не знаете, как трудно сегодня добывается кусок хлеба... - делает лирическое вступление ректор Щуки. А затем следует такой нагоняй, что стены дрожат.

    "На артиста выучить сложно, - потом пояснит Князев. - Но можно воспитать человека".

    Все студенты знают хобби ректора: Князев любит разводить цветы. Как только наступает весна, он высаживает на институтской клумбе редкие ирисы и душистый табак. Как-то Евгения Владимировича спросили, что труднее выращивать: цветы или студентов?

    - Цветы - это на год, - ответил Мастер. - Студенты - на всю жизнь.

    ...В рабочем кабинете ректора на четвертом этаже - одни книги. На стенах - графика Рустама Хамдамова. Усаживаемся на раритетный диванчик. Евгений Владимирович рассказывает, что устраивать спектакли любил с детства, сюжетом была Ясная Поляна, которая находилась неподалеку от рабочего поселка, где жил Евгений с сестрами, мамой и отцом. Отец работал шахтером. Поэтому и Евгений был уверен, что его удел быть горным инженером. Но стал артистом. А спустя годы - и ректором.

    Евгений Владимирович, зачем вы пошли в театр?

    Евгений Князев: Я благодарен родителям, они с трудом, но поддержали меня. Я ведь окончил Горный институт, но потом пошел в театральный. Несмотря на стереотип, что поступить туда можно только по блату, меня приняли без блата. И сейчас я говорю всем, что мы берем в наш институт талантливую молодежь без всякого знакомства. У нас учатся из разных уголков СНГ, от Южно-Сахалинска до Бреста.

    А что делали по окончании института?

    Евгений Князев: Меня приняли в театр. Через пару лет я решил пожаловаться худруку, что не получаю ролей, о которых мечтал. Надеялся на сочувствие, но не тут-то было: "Кто тебе сказал, что всё поднесут на тарелочке? Ты доказал театру свою нужность?" По большому счету, театр занимается исследованием человека для человека. Мы здесь временные люди. Одна роль может принести успех, а другая - поражение, и тебя могут растоптать. Вот тут надо иметь волю двигаться дальше .

    Какой конкурс в институт?

    Евгений Князев: 150 на место. На финише - три человека на место. И это много. Когда мы отбираем талантливых людей, из 60 одаренных надо оставить 20, это крайне трудно. Хотя не все поначалу понимают, что поступить легче, чем учиться.

    Где можно встретить ваших выпускников?

    Евгений Князев:Театр Вахтангова имеет право "первой ночи". Пока выпускник не покажется в театре Вахтангова, ни в какой другой театр пойти не может. Конечно, бывают и исключения, как было с Натальей Гундаревой.

    Какие у выпускников перспективы? Ваша выпускница Полина Чернышова сыграла в "Тихом Доне" вашего же выпускника Сергея Урсуляка.

    Евгений Князев: Мне не стыдно за наших ребят. Сейчас я с надеждой смотрю на молодое поколение. Хотя на сегодняшний день у нас в стране больший спрос на слесарей по ремонту автомобилей, но творчеством можно заниматься везде. Даже есть такое выражение "Артист своего дела". В институте учатся 260 студентов только на очном отделении.

    Как может поступить белорус в Щуку?

    Евгений Князев: На общих основаниях. Бесплатно. У нас много белорусов учится. На каждом курсе есть студенты из Минска, из Гродно. Они учатся и живут в таких же условиях, как и российские студенты. Российскую стипендию получают. У нас подписан договор о сотрудничестве с академией искусств в Минске.

    А вы сами бывали в Беларуси?

    Евгений Князев: А как же. Мы поддерживаем связь с белорусами, они приезжают к нам на мастер-классы. Приглашаем их на конференции, "круглые столы".

    У вас жесткий режим дня - до нашей встречи была репетиция, а через час у вас в театре спектакль "Маскарад". Как удается совмещать?

    Евгений Князев: О том, что у меня спектакль, знаю с утра. В любой момент, когда не занят, бубню текст. Театр слишком важное дело в моей жизни. Я ректором стал с условием, что буду продолжать заниматься творчеством.

    Как пришла к вам роль Сталина в сериале "Орлова и Александров"?

    Евгений Князев: Я пробовался на роль тогдашнего начальника кино Бориса Шумяцкого. Но когда меня загримировали, оказалось, что я очень похож на вождя. Меня сфотографировали, затем фото показали продюсерам. Через два месяца звонок - утвердили на роль.

    Что было главным в этой роли?

    Евгений Князев: Показать Сталина влюбленным мужчиной. Как человек властный, он совершенно спокойно мог сделать так, чтобы Орлова принадлежала ему. Но он не позволил жерновам уничтожить Александрова - как человека, стоящего на его пути.

    А как досталась роль Мессинга? Фильм имел огромный успех в России и в Беларуси.

    Евгений Князев: За год до съемок я был на даче, копался в огороде. Раздается звонок: "Это звонит Владимир Аркадьевич Краснопольский. Через год я планирую снимать фильм о Мессинге, прошу не занимать следующее лето, потому что я на 90% вас утверждаю на эту роль". Получается, я был утвержден без пробы. Кстати, благодарные зрители до сих пор пишут мне письма. (Достал из книжного шкафа увесистую пачку писем и пару абзацев оттуда нам зачитал. Понятно, что это были признания в любви Мастеру.)

    Как вы восприняли свалившуюся славу?

    Евгений Князев: Популярность- она ведь такая штука: как приходит, так и уходит. Я знаю артистов, которые сыграли большие роли, а теперь живут тяжело. Владимир Ивашов вынужден был работать грузчиком, великий Рыбников закончил жизнь в безвестности.

    Чем занимаетесь в выходные?

    Евгений Князев: Выходные не планирую. Вот были гастроли в Южно-Сахалинске. Вечером спектакль, днем свободен - это и есть выходной.

    Новый год где праздновали?

    Евгений Князев: С семьей. У меня две дочки, им важно встречать праздник с родителями. К праздникам я вообще отношусь равнодушно, правда, 28 декабря прошел мой творческий вечер в театре в честь юбилея - мне исполнилось 60 лет.

    Кто дочки по профессии?

    Евгений Князев: Одна кинопродюсер, другая - театральный продюсер.

    Если бы заново все начать, стали бы актером?

    Евгений Князев: Да, мне эта профессия очень нравится.

    О чем жалеете?

    Евгений Князев: Я для себя решил никогда ни о чем не жалеть и ни о чем не просить. Все, что твое, придет к тебе само.

    Где сейчас снимаетесь?

    Евгений Князев: В марте поедем с Краснопольским и Усковым снимать "Экспроприатора" в Беларусь. Надеюсь, что с Виктором Мережко продолжится работа, которая приостановилась из-за кризиса. И надеюсь продолжить "Тевье-молочника".

    ...По ходу разговора Мастер показал нам множество репетиционных залов, театральные гримерки, камерную библиотеку, студенческое кафе с весьма демократичными ценами. А затем заторопился в театр - в этот вечер у него был спектакль "Маскарад", где Князев играет Арбенина. От Щуки до театра Вахтангова - десять минут бодрым шагом. Мы побежали, а Мастер буквально полетел. И по всему чувствовалось, что он уже в образе. Оставалось лишь наложить грим.

    Поделиться