19.01.2016 20:42
    Поделиться

    Из-за административных барьеров государство теряет триллионы рублей

    Государство и предприниматели ежегодно теряют только из-за административных барьеров триллионы рублей.

    Это оценка экспертов Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России". Ее озвучил первый вице-президент организации Владислав Корочкин на форуме "Малый бизнес - национальная идея?".

    Деньги улетучиваются из-за неравных условий конкуренции, избыточных требований, влияют на рынок инвестиций и сроки окупаемости проектов. Корочкин привел личный пример. Чтобы экспортировать партию семян, его компания тратит на регистрационные и прочие бюрократических процедуры примерно один месяц и полмиллиона рублей. У европейских коллег на аналогичные процедуры уходит два дня и 250 евро.

    Еще пример. Более 75 тысяч норм и 110 тысяч требований регулируют только одни трудовые отношения в стране. В Роструде сообщили, что для удобства малых компаний готовят единый перечень требований и вскоре опубликуют его на официальном сайте. Кроме того, бизнес сможет задать любой вопрос на "трудовую" тему.

    Однако частные ведомственные инициативы участников форума не устроили. По мнению Владислава Корочкина, в рамках административной комиссии и подготовки нового проекта федерального закона о контроле и надзоре необходимы анализ, ревизия и пересмотр избыточных требований по всем сферам и видам деятельности. Например, для рестораторов, киоскеров, мелких торговцев.

    Директор департамента государственного регулирования в экономики минэкономразвития Алексей Херсонцев в ответ заметил, что "ревизия миллиарда требований" - это не только хлопотное, но и дорогое по нынешним временам дело для бюджета. Вместо этого он предложил два варианта исправления ситуации.

    Первый. Субсидировать внутри страны дорогостоящие, по мнению бизнеса, но необходимые во имя безопасности населения, по мнению регулирующих органов, сертификаты, регистрационные процедуры. Сейчас такие послабления даны только экспортерам.

    Второй вариант. Разработать в каждом надзорном ведомстве так называемые проверочные "чек-листы" для типовых видов бизнеса. "Сейчас инспектор приходит с проверкой, у него на несколько томов требований, он проверяет все подряд, что сам знает. Хотя для небольших компаний в этом и нет необходимости. Должны быть ключевые требования", - пояснил Херсонцев. Эта идея, по его словам, обсуждается в министерстве с тем, чтобы ее включить в дорожную карту по совершенствованию надзорной деятельности.

    Порадовала участников форума и глава Роспотребнадзора Анна Попова. Она предложила ввести несколько разных видов надзора. Сейчас ее ведомство вправе вести только надзор за деятельностью предприятий, который и включает "все от А до Я". А нужен, к примеру, надзор за оборотом продукции, который опирается на технические регламенты.

    "Если контролер отбирает пробы продукции, знакомится с сопроводительными документами и работа предприятия у него не вызывает сомнений, то в дальнейшей проверке нет смысла", - сформулировала суть надзора в виде так называемой "контрольной закупки" Анна Попова. По ее словам, этот механизм уже прописан в проекте закона. Попова также пообещала поддержать малых и средних бизнесменов и в другом вопросе. По мнению главы Роспотребнадзора, наказывать штрафом в полмиллиона рублей за одно и то же нарушение крупную и мелкую компанию - несоизмеримо с размером их бизнесов.

    Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Даниил Егоров продолжил тему проверок: "Надо создавать в России такую удобную правовую контрольную среду, в которой налоговым проверкам не было бы места".

    И такую среду вскоре налоговики создадут с помощью онлайн-касс.

    Все замечания малого бизнеса в Федеральной налоговой службе пообещали учесть.

    Поделиться