14.01.2016 11:14
    Поделиться

    Как прокуратура Брянска борется с коррупционными схемами

    Прокуратура Брянской области за последние месяцы стала одним из самых цитируемых ведомств. Наиболее резонансным делом, которым занимались прокуроры, стало даже не коррупционное, а дело об отмене дополнительных пенсий бывшим высокопоставленным представителям власти. Верховный суд поддержал надзорный орган. О наступательных планах на "деловом завтраке" в "РГ" рассказал прокурор области Александр Войтович.

    Александр Петрович, есть ли шанс у бывших заместителей губернатора вернуть себе огромные пенсии?

    Александр Войтович: Не думаю. Я отправил письма губернатору и председателю областной Думы, чтобы на дополнительные пенсии этой категории бывших представителей власти ни копейки не перечислялось после 2 декабря - когда Верховный суд вынес решение. Почти 40 миллионов рублей, которые за год сэкономит казна, можно израсходовать на закупку лекарств для страдающих людей, на квартиры для детей-сирот или на учебники: пока мы лишь наполовину удовлетворяем потребность в школьных книгах. Муниципалитеты завалены исками о выделении жилья сиротам. В общем, есть куда потратить. А далее прокуратура будет проверять акты местной власти. За счет администрации Брянска тоже выплачивают "золотые парашюты" бывшим чиновникам, хотя и не такие большие, как у бывших заместителей губернатора, которые получали по 150-180 тысяч рублей пенсии. В судах находится еще шесть исков по этой тематике. В конце прошлого года суд удовлетворил наш иск о признании противоречащим федеральному законодательству решения Клинцовского городского совета народных депутатов, которым предусмотрена дополнительно к государственной пенсии денежная компенсация лицам, замещавшим должности муниципальной службы и выборные должности, - в прошлом году максимальная компенсация для бывших чинов этого крупного города составила почти 60 тысяч рублей. Проводим ревизию областного законодательства. Надо исключить все необоснованные доплаты и проверить назначения высоких зарплат. В дотационной области надо жить по средствам.

    Столкнулись с противодействием после начала этой работы?

    Александр Войтович: Нет, все дают нужную информацию, препятствий нет. Мы подключили, используя выражение медиков, узких специалистов из Контрольно-счетной палаты. Не только мы работать будем - пускай и чиновники шевелятся.

    Вы приехали летом прошлого года из Челябинска, а до того долго работали на Камчатке. Как, на взгляд прокурора, Брянская область отличается от этих краев?

    Александр Войтович: На Камчатке, где огромные рыбные богатства, прокуратура вела активную борьбу с браконьерством. Об этой задаче президент говорит и сегодня. Возбудили множество дел, касающихся и северного завоза. В Челябинске, где земли, как и в Брянске, были загрязнены радиацией, бились за то, чтобы люди получили соответствующий статус. С помощью Генпрокуратуры добились того, чтобы из казны выделили миллиарды рублей на переселение местных жителей.

    В Брянске обозначили иные приоритеты - ЖКХ, зарплаты, земля, лес, строительство. За полгода мы на 60 миллионов рублей сократили долги перед тружениками различных предприятий и организаций. Вместе с правительством области занялись образовавшимися осенью долгами перед учителями. Оказалось, что областные власти средства районам выделили, а вот куда их потратили, будем разбираться. Беспокоит расхищение леса. На координационном совещании, где присутствовал и губернатор Александр Богомаз, я высказал претензии руководителю управления лесами. Уже возбуждены уголовные дела в отношении чиновников и отдельных лесопользователей. Примечательно, что управление лесами провело 350 рейдов, но не выявило ни одного серьезного нарушения, а мы создали вместе с полицией комиссию и за неделю около 20 дел возбудили. Древесину везут, воруют.

    Бывшие заместители губернатора получали по 150 - 180 тысяч рублей пенсии

    Поразила меня в Брянске и история с переселением обитателей ветхого жилья в новые дома, которые оказались бракованными. Эта история, случившаяся в поселке Белые Берега, дошла даже до президента. Недавно принял делегацию жителей Брянска. Оказалось, что и в городе история повторилась. Причем дом строила та же фирма, которая принадлежит Светлане Роман, которую сейчас судят. Когда прокуратура Челябинской области строила свое здание, я по пять раз в день бывал на объекте, начиная с котлована. А тут сколько чиновников и в администрации города, и в области, но их надо заставлять работать.

    В начале прошлого года прокуратура активно следила за ценами. А сейчас?

    Александр Войтович: Занимаемся и сейчас по тому перечню товаров, который у нас есть. Особое внимание уделяем лекарствам, наценки на которые ограниченны. Но в целом резкого подорожания товаров не замечено. Ни одной жалобы по этому поводу ко мне не поступало. Иное дело ЖКХ. Смотрим, как устанавливаются тарифы, отменяем решения, вносим изменения в законы. Проверять будем и фонд капремонта жилья. Вообще, в отрасли ЖКХ уголовных дел возбуждается много. Это касается управляющих компаний и прямых хищений. У нас есть жилищная инспекция и другие контролеры, которые не должны отсиживаться в тени. Своими коллегами и помощниками считаю журналистов. Смотрим, что пишут, замечаем, устанавливаем обратную связь.

    Точечная застройка стала зоной многих злоупотреблений. Новый генплан Брянска может оздоровить обстановку?

    Александр Войтович: Будем смотреть, чтобы план соответствовал закону. Документ нужно принять, чтобы мы знали, где и что будем строить. В городе есть природоохранные зоны, не все леса состоят на кадастровом учете - только треть описана. Отсюда и безобразное отношение к лесам. Сейчас проводим проверки по обращению губернатора: в последние годы некоторые лица получили в аренду по три-пять гектаров земли, ничего не построили, хотя участки огородили заборами. Сейчас полузаконным способом они пытаются получить эти участки в собственность. Есть шанс отменить решения, мы подали около десятка исков в арбитражный суд. Долго бились за лес в микрорайоне Больничный городок. Строители в природоохранной зоне поставили дом, пытались и второй участок забрать. Пока мы его отстояли, дальнейшее строительство приостановлено.

    Какие-то законодательные инициативы будете предлагать областной Думе?

    Александр Войтович: Внесли за последние месяцы ряд предложений об изменениях законов. Оцениваем законопроекты, проверяем проекты распоряжений губернатора. Готовим ряд предложений, которые касаются защиты детей и матерей. Изменили положения законов, касающиеся социальных выплат и льгот в муниципалитетах. Районные чиновники смотрят, что происходит на уровне области, и копируют это у себя, а так быть не должно.

    Не смущает ли структура самой власти? В областной Думе депутатов вдвое больше, чем в московской.

    Александр Войтович: Я уже говорил председателю Думы и губернатору, что депутатов слишком много. Но право изменять устав области закреплено за областной властью. Я могу проголосовать лишь как гражданин, но не как прокурор. Мы хотим встряхнуть работу Контрольно-счетной палаты, которая обязана изучать, как расходуются деньги областного бюджета. Когда озвучили свою озабоченность лесными делами, палата подготовила документы, которые стали основанием для возбуждения дел. В некоторых структурах чиновникам выплачивали премии по 200-300 тысяч рублей. Конечно, хочется чтобы все глубже копали и мыслили по-государственному.

    Ключевой вопрос

    Активность прокуратуры заметно выросла. Коррупционеры должны чувствовать беспокойство. В этой связи давление испытываете?

    Александр Войтович: Нет, в Брянске дышится хорошо в прямом и переносном смысле. Особенно после Челябинска, где много металлургических и химических комбинатов. Коррупция везде носит одинаковые "родовые" признаки. Есть программа, надо работать. За полгода мы уже многое сделали, но в начавшемся году будем работать в новом режиме. Сколько веревочке ни виться, а конец все равно будет. Тысячу раз убеждался в справедливости этой пословицы. Засасывает людей коррупция, рамок не знают. Мне приходилось возбуждать дела против вице-губернаторов, мэров городов, которые обнаглели до того, что взятки брали в кабинете. Однажды на мздоимстве попался чиновник, который лишь два дня проработал в новой должности. Сейчас изучаем декларации представителей власти и их расходы. Начали проверку сведений шести чиновников федерального ранга. Есть большие вопросы по их расходам. Их дорогостоящие машины могут пойти в доход государства.

    Поделиться