12.01.2016 21:05
    Поделиться

    Виктор Геращенко: Не надо ломиться за импортным деликатесом

    Известный банкир, экс-глава Центробанка Виктор Геращенко не считает, что нынешние сложности в российской экономике всерьез и надолго. Скоро все изменится, прогнозирует он.

    А вот банковскую систему надо приводить в чувство, заявил Геращенко в интервью "Российской газете".

    Виктор Владимирович, что вам больше всего не нравится в нынешней банковской системе?

    Виктор Геращенко: В свое время в стране было создано очень много банков по глупому законодательству. Вместо того, чтобы записать в законе о ЦБ и о банковской системе, что Центробанк разрешает или не разрешает создавать банк в зависимости от того, кто создает, какой капитал, какой бэкграунд, что эти люди знают и умеют, получилось совсем другое.

    Гинеколог с зубным врачом сейчас создают банк, не понимая рынка и всех его рисков. Помню, один банк вообще имел рабочее помещение в квартире, а касса у него была на кухне. И он успешно существовал. Разве это дело?

    Но сейчас ЦБ наводит порядок на рынке - активно лишает сомнительные банки лицензий. Есть мнение, что наши резервы не надо тратить на помощь банкам, а сами они - это паразит на теле реальной экономики. Вы разделяете это мнение?

    Виктор Геращенко: Нормальные банки в нормальной экономике помогают ей развиваться, кредитуя ее, давая кредиты тем, кто может правильно использовать эти деньги, и самое главное, потом их вернуть.

    В банках нет ничего плохого. Само слово "банк" происходит от итальянского "banca", что переводится как "лавка". Менялы во Флоренции сидели на этих лавках и помогали путешественникам или торговцам менять одну валюту на другую. Так что институт банковского кредитования - вещь полезная.

    Какие меры государство может принять, чтобы воспрепятствовать дальнейшему удешевлению рубля. И что делать гражданам, чтобы минимизировать валютные риски?

    Виктор Геращенко: Если честно, я точно не знаю, из-за чего сегодня сложился нынешний курс рубля. То ли из-за того, что граждане все-таки продолжают ездить за границу и переводят свои деньги в валюту? Или он таков из-за того, что предприятия стремятся приобрести валюту, чтобы купить какие-то товары или оборудование. Я не знаю, что является тут детерминантой: личный фактор или общественный. И в этом хорошо бы разобраться.

    Какой вы дали бы совет в наступившем году представителям среднего класса, чтобы оптимизировать свои расходы?

    Виктор Геращенко: Надо помнить старую русскую пословицу - щи да каша пища наша. Не надо ломиться за импортным деликатесом. Капусты мы выращиваем достаточно много, чтоб сварить щи. Можем вырастить гречку, пшеницу.

    Импортозамещение - это единственный ли способ минимизировать неблагоприятные последствия последних лет? Случилась валютная переоценка: рубль ослаб, подорожала импортная продукция.

    Виктор Геращенко: Начну издалека. Моя карьера складывалась своеобразно, как того требовала экономика страны. То меня в составе 20 человек направили во Внешторгбанк. Росла торговля между Европой и СССР, не хватало операционистов.

    Мы занимались больше всего внешней торговлей, импортом и экспортом. Потом пошли большие операции по займам, по большим кредитам на строительство газопроводов и нефтепроводов, нефтехимическим заводам. Поэтому зачастую с внутренними вещами мы сталкивались недостаточно глубоко.

    За последние годы из-за высоких цен на нефть и газ мы привыкли хорошо жить и плевать на развитие собственного хозяйства. Однако его развитие - это единственный выход, если отвечать на ваш вопрос.

    Как вы думаете, наша экономика больше замедляется из-за внешних факторов или из-за внутренних?

    Виктор Геращенко: Думаю, из-за внутренних факторов.

    К примеру, кризис в США 1929 года был связан не просто с перепроизводством. У американцев из-за плохой инфраструктуры не было возможности доставить продукцию до потребителя. И они стали строить дороги. Заставляли это делать безработных. Безработный выбирал - либо покончить жизнь самоубийством, прыгнув с крыши Эмпайр-Стейт-Билдинг, либо идти строить дороги где-нибудь в Арканзасе.

    В наступившем году, что бы вы пожелали чиновникам?

    Виктор Геращенко: 2016 год - високосный. Желаю им, чтобы 29 февраля не было выходным днем (смеется).

    А если серьезно. К примеру, в Германии 95 процентов ВВП делает малый и средний бизнес, остальные 5-10 процентов экономики на крупные корпорации приходятся. У нас же наоборот. У нас малый и средний бизнес 5 процентов от экономики. Но именно в малом бизнесе скрыт потенциал нашего роста.

    Виктор Геращенко: Действительно, маленькая конторка алмазы может добывать. Если создать ей необходимые условия.

    Вы с оптимизмом смотрите в будущее в целом и на 2016 год?

    Виктор Геращенко: Считаю, что ничего особо трагичного не происходит.

    Да, раньше, когда нам фартило с ценами на нефть, народ привык жить получше, покомфортабельнее, поразнообразнее. А сейчас еще и с санкциями возникают проблемы, связанные с не всегда объективным ростом цен. Надо потерпеть. Терпение и труд все перетрут.

    Вы согласны, что происходящее сейчас является неким историческим рубежом для нашей страны? Нет этого ощущения?

    Виктор Геращенко: Я бы не сказал - рубеж. Это период определенных временных сложностей, связанный с тем, что есть определенные изъяны в нашей собственной экономике, а также с тем, что наши отношения с Западом оставляют желать лучшего. Но скоро все наладится.

    Визитная карточка

    Виктор Владимирович Геращенко родился 21 декабря 1937 года в Ленинграде. Российский банкир, профессор, доктор экономических наук. Единственный человек в России, который трижды возглавлял главный банк страны: Госбанк СССР и дважды - Центральный банк РФ.

    Отец - Владимир Сергеевич Геращенко - тоже был банкиром. В 1948-1958 годах - первым заместителем председателя правления Госбанка СССР. Сам Виктор Владимирович окончил в 1960 году Московский финансовый институт и начал трудовую деятельность бухгалтером в Госбанке СССР.

    Поделиться