10.01.2016 21:00
    Поделиться

    Ограничение движения по трассе Оренбург - Орск сняли

    В новогодние праздники на трассе Оренбург - Орск столкнулись разгильдяйство и мужество
    Сегодня в Оренбургской области было снято введенное из-за неблагоприятных погодных условий ограничение движения по трассе Оренбург - Орск. 84 спасенных, двенадцать госпитализированных, один погибший - таковы итоги январского ЧП на этой трассе. Участники спасательной операции проявили подлинный героизм, однако некоторые из пострадавших бросились обвинять экстренные службы в том, что помощи пришлось ждать слишком долго.

    ...Название поселка Сара Кувандыкского района, расположенного близ трассы, связывающей два главных города области, известно каждому автолюбителю - место это издавна пользуется дурной славой.

    Саринский перевал, что аккурат на стыке Европы и Азии, находится на особом контроле у МЧС и госавтоинспекции: по обеим сторонам 50-километрового перегона стоят кресты и монументы, напоминая о погибших здесь водителях. Буран в оренбургской степи - настоящее бедствие. И сегодня можно услышать множество мрачных легенд, связанных с этим местом. Климат здесь особенно суров и непредсказуем.

    Именно на этом участке трассы в ночь со 2 на 3 января оказались буквально погребены под снегом десятки машин. Хотя первое в наступившем году штормовое предупреждение, настоятельно рекомендующее автолюбителям воздержаться от дальних поездок, появилось на сайтах экстренных служб и правительства области 1 января. Но "авось" и на этот раз восторжествовало. Еще в 19 часов 2 января трасса Оренбург - Орск была чистой.

    А вскоре небо заволокло снеговой тучей и на регион обрушился циклон с ураганным ветром: его скорость достигала 27 метров в секунду. По данным МЧС, в 20 часов экстренные службы закрыли трассу от автомобилей: уже через полтора часа здесь намело сугробы в человеческий рост. На пульт стали поступать звонки от водителей, застрявших у станции Сара: в снежном заторе встали 15 авто. К месту ЧП выехали спасатели и полицейские из Медногорска. К полуночи отряд вернулся с первой партией спасенных. Но это было только начало... Протяженность затора составила 37 километров. Третьего января в области был введен режим ЧС. Работа по освобождению пострадавших шла почти сутки, не прекращаясь ни на минуту, однако в условиях практически нулевой видимости не все получалось так быстро, как того хотелось бы. В аномальных погодных условиях техника порой оказывалась бессильна, и спасительный коридор в снежных завалах приходилось прорубать вручную. В войне со стихией участники спасательной операции проявляли настоящий героизм. Так, 25-летний старший сержант полиции Медногорска Данил Максудов отдал свою одежду - бушлат, шапку и рукавицы - замерзавшим на трассе. Сам же молодой человек в итоге получил тяжелое обморожение кистей рук. Сейчас он находится на больничной койке - медики пытаются спасти ему почерневшие пальцы левой руки и надеются, что удастся обойтись без ампутации.

    К вечеру 3 января из зоны бедствия были эвакуированы 84 человека, 12 из них пришлось госпитализировать. К полудню 4 января трасса была полностью расчищена и открыта для движения. Тогда и выяснилось, что без жертв, к сожалению, не обошлось: погиб один из водителей - 34-летний Эдуард Зиннуров. Его тело обнаружили в ходе расчистки дороги в 20 метрах от обочины.

    Однако наряду со словами благодарности вскоре после ЧП в СМИ появилось и заявление молодого водителя Павла Гусева, заявившего: "Нас сутки никто не спасал". Правда, мнения интернет-пользователей по этому поводу резко разделились: обличительный пафос поддержали далеко не все. Многие указывали на то, что те, кто отправился в путь, невзирая на объявленное 2 января штормовое предупреждение, сами подвергли свою жизнь опасности. "Сунулся в буран на дорогу - будь готов к тому, что трактор расчистит путь к тебе лишь через несколько часов. Надоело читать о героическом спасении застрявших на заснеженной трассе экстремалов и рыбаков на льдинах, которые сами полезли на тонкий лед", - комментирует пользователь с ником Бывалый. "Я часто езжу по этой трассе. На Саринском перевале хватает нескольких минут, чтобы машина была занесена снегом. Растаскивать такие колонны представители спецслужб начинают с хвоста, и занимает такая процедура сутки и более... Метели там бешеные", - поддерживает оренбуржец с ником Александр.

    Тем временем прокуратура региона начала проверку, в ходе которой предстоит дать правовую оценку действиям властей и спасателей при ликвидации последствий разгула стихии.

    Конечно, вряд ли можно упрекать пострадавших, ругающих МЧС, в необъективности - люди пережили сильнейший шок: им, запертым в снежном плену, каждая минута казалась вечностью. И не каждый в такой момент способен здраво оценить ситуацию.

    - Что касается трагического случая с гибелью водителя - там не все так однозначно. Люди, которые были с этим мужчиной, спокойно добрались до спасателей и ни слова не сказали о том, что нет еще одного человека, - заявил по этому поводу губернатор области Юрий Берг.

    По словам первого замглавы МЧС, выводы из случившегося сделают для себя и сотрудники ведомства. Опасные участки решено усилить городками жизнеобеспечения с пунктами обогрева и спецтехникой, чтобы при возникновении ЧС можно было оперативно начать спасательные работы. По итогам заседания оренбургским спасателям были переданы два беспилотника, которые помогут отслеживать очаги возникновения пожаров и снежных заторов.

    ...В субботу, 9 января, из-за очередного бурана спецслужбы вновь перекрыть трассу Р-336 Оренбург - Орск. И снова некоторые водители, минуя запретительные кордоны, пытались прорваться ...

    Мнение

    Была ли помощь спасателей МЧС в Оренбурге своевременной, разберутся прокуратура и следствие. При этом для проверяющих будут важны, прежде всего, объективные данные, а именно: предупредили ли синоптики вовремя о надвигающейся непогоде, во сколько был получен сигнал бедствия, как быстро на него отреагировали в МЧС, сколько и какие силы были задействованы, рассылали ли тревожные СМС-оповещения, инструктировали ли сотрудников ГИБДД предупреждать водителей о надвигающейся беде и много еще чего.

    А до тех пор, пока официальных выводов нет, критику действий в адрес управления МЧС по Оренбургской области, широко распространяемую сейчас в интернете, так же как и оправдания чиновников в свой адрес, нужно рассматривать с определенной долей скепсиса. Но и игнорировать тоже нельзя.

    Из того, что известно сейчас, можно сделать лишь два предварительных вывода - система реагирования на ЧС сработала не полностью, раз есть жертвы. И ошибки в ходе спасения были. Другое дело - кем они были допущены?

    3 апреля 2013 года распоряжением Правительства РФ № 513-р утверждена госпрограмма "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах". В последнее время много писали о внедрении большой и дорогостоящей программы "Умный город" и совершенствование системы РСЧС. Недостатка в финансировании у МЧС за последние годы не было. Проводились и многочисленные учения, в которых представители всех ведомств тренировались действовать слаженно на упреждение, на профилактику ЧС, на совместное эффективное реагирование во время ЧС. И что?

    Накануне начальник ГУ МЧС по Оренбургской области Петр Иванов заявил, что пожарные спецмашины, которые были направлены к месту происшествия, оказались неприспособленными к расчистке дорог. Этим он объяснил факт того, что колесные машины добирались больше восьми часов до места происшествия. Но в таком случае в воздухе повисает вопрос: а где были дорожные службы? Почему оперативно власти города, района, области и МЧС не бросили клич и позвали на помощь инженерные войска Минобороны, другие экстренные службы? Ведь все эти меры предусмотрены в рамках реагирования на ЧС. Любой спасатель знает, что реагирование в первые минуты спасает не только бюджетные деньги, но и жизни. Хотя и деньги тоже.

    Например, исследования ВНИИПО МЧС России свидетельствуют, что одна минута свободного развития пожара стоит около 40 тысяч рублей, и порядка 2 миллионов рублей уходит на компенсационные выплаты семьям и родственникам за одного погибшего. А Саринский перевал в Оренбуржье давно пользуется дурной славой. То есть не такой уж и неожиданной должна была быть эта трагедия. Если уж среди местных даже легенда ходит, что будто бы в тех местах в непогоду водителям является машина-призрак Москвич-412, за которой надо ехать и, главное, не потерять из виду ее огни. Тогда она выведет. 
    Так что наверняка об опасном участке знали и в местной администрации. В общем, судя по всему, работы у следователей обещает быть много.

    Накануне экстренно прибывший в регион первый замглавы МЧС России Владимир Степанов потребовал оснастить участок трассы Оренбург-Орск необходимыми комплектами пункта обогрева и другой специальной техникой для предотвращения автомобильных заторов и ДТП. Но почему потребовался прилет и присутствие второго человека в МЧС, чтобы ситуация в регионе нормализовалась? Пока ответа нет. А выводы такие - до сих пор нередко у нас приходится управлять ситуацией в ручном режиме, а хорошо отлаженный механизм взаимодействия разных ведомств, действующий в автоматическом режиме, - это либо миф, либо не до конца отлаженная схема, дающая сбои. И второе - стихия пока зачастую сильнее любых усилий человека. Хотя я бы все МЧС огульно не ругал, все-таки среди спасателей много настоящих героев, и это - факт.

    Подготовил Тимофей Борисов

    Поделиться