01.01.2016 12:10
    Поделиться

    Под Андреевским флагом российский флот стали замечать издалека

    Пятнадцать лет назад исторический Андреевский стяг был узаконен как Военно-морской флаг России и обрел свой нынешний вид: темно-синий диагональный крест на белом полотнище.

    Федеральный закон, напомним, был принят 29 декабря 2000 года, а вступил в силу 1 января 2001-го. Как изменились за полтора десятилетия состав и структура российского ВМФ, что произошло и происходит в местах его базирования, а также в КБ и на верфях, где проектируют и строят корабли? Самый важный тренд уловили и обозначили наши друзья-соперники - аналитики разведывательного управления ВМС США. В специальном докладе своему руководству они отмечают "целенаправленные и финансируемые усилия" по возрождению российского флота. Ранее принятые программы, по их же оценкам, "движутся к завершению, а новые - предоставят флоту корабли и подводные лодки XXI века".

    Одновременно с этим на командные должности приходит новое поколение офицеров, получивших образование и профессиональные навыки в условиях постсоветской России. И это, отмечают авторы доклада, фактор не менее значимый, чем наделавшие много шума ракеты "Калибр" с подводной лодки в Средиземном море и надводного корабля на Каспии, одинаково точно накрывшие позиции боевиков ИГИЛ.

    Появление и развитие таких систем в российском Военно-Морском флоте "серьезно изменит его способность сдерживать, угрожать или уничтожать цели противника", резюмируют авторы доклада.
    Как хочется поверить, что это и впрямь так! Хотя предпосылки - будем объективны - для таких надежд созданы. Программа развития военного кораблестроения за пятнадцать минувших лет дала определенные плоды. Это видно по тому, как обновляются самый мощный у нас Северный флот, перспективный Тихоокеанский и, особенно в последнее время, военный флот России на Черном море.  

    Только за один 2015 год к месту постоянного базирования в Севастополе и Новороссийскe прибыли полтора десятка новых боевых кораблей и судов обеспечения. Причем это не иностранной разведки данные. Такие сведения публично привел командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко. Вслед за новой дизель-электрической подлодкой "Ростов-на-Дону", которая атаковала высокоточными ракетами "Калибр" позиции террористов в Сирии, тем же маршрутом через Атлантику и Средиземное море в 2016-м придут на Черное море, в Новороссийский и Севастополь, аналогичная субмарина под названием "Старый Оскол", а за нею - другие.    

    В наступающем году с Северного флота на Тихоокеанский должен совершить переход экипаж стратегической атомной подводной лодки "Владимир Мономах" - это уже второй серийный ракетоносец проекта 955 "Борей", который последует на ТОФ за "Александром Невским". Тем же маршрутом, только не на камчатскую базу АПЛ в Вилючинске, а к месту приписки во Владивосток должен отправится (или уже пошел) головной корабль-спасатель "Игорь Белоусов", построенный на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге и несколько дней назад приятый в состав ВМФ.

    Двумя неделями раньше в Северодвинске был передан заказчику специальный транспорт вооружения "Академик Ковалев". Названный в память о выдающем конструкторе атомных подводных ракетоносцев Сергее Никитиче Ковалеве, он был построен корабелами "Звездочки" за четыре года и успешно выдержал полагающиеся испытания. Теперь будет поддерживать боевую службу надводных кораблей и подводных лодок, снабжая их оружием и другими специальными средствами.  

    Все более заметный вклад в обновление флота и поддержание его боеготовности вносят судоремонтные предприятия, а профильные КБ заблаговременно обеспечивают их проектно-конструкторской документацией - каждый плановый ремонт, как правило, совмещен с модернизацией важнейших систем корабля и средств его вооружения. В декабре 2015-го,  после восстановления технической готовности на СРЗ "Нерпа" (Мурманская область), вернулась к месту постоянного базирования и вновь включена в боевой состав подводных сил Северного флота крейсерская АПЛ с крылатыми ракетами, известная под именем собственным "Псков". Ранее на том же судоремонтном заводе в Снежногорске проведены необходимые работы по восстановлению технической готовности многоцелевой атомной подводной лодки "Гепард".

    Этот подводный охотник,  в отличие от долгожителя "Пскова", который принят в состав ВМФ в 1993 году, относится к кораблям уже новой, российской постройки. И в боевой состав его принимали в 2001-м уже под Андреевским флагом. А на саму церемонию  приехал в Северодвинск Владмир Путин, незадолго до этого ставший президентом России и вступивший в должность Верховного главнокомандующего.

    "Гепард" стал самым младшим в семействе подводных атомоходов, которые два десятилетия  строились на  "Севмаше" и в Комсомольске-на-Амуре по проекту 971 "Акула" Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит". Сейчас по их же проекту 885 "Ясень"  на Севмаше строятся многоцелевые подводные лодки четвертого поколения - "Казань", "Новосибирск", "Красноярск", "Архангельск". Еще одна (или две) должны быть заложены в 2016 году. А головной корабль этой серии уже передан ВМФ и под именем "Северодвинск" приписан к одному из полярных гарнизонов на Кольском полуострове.

    Таких кораблей, планомерно поступающих в боевой состав российского ВМФ и гордо несущих Андреевский стяг, становится все больше. И их не без оснований остерегаются военные аналитики НАТО.  

    Досье "РГ"

    История Андреевского стяга восходит ко временам Петра I, когда в России на рубеже XVII и XVIII веков был учрежден орден Святого апостола Андрея Первозванного. Тогда же российский император собственноручно сделал эскиз флага, который  и стал прообразом нынешнего Андреевского. Белое полотнище с синим диагональным крестом в том или ином качестве использовалось на российских военных кораблях два столетия - вплоть до декабря 1924 года, когда в порту города Бизерта на севере Африки Андреевский флаг спустили последние корабли русской эскадры, примкнувшие к Белому движению.
    Второе пришествие Андреевского флага на российский флот случилось в начале 90-х. Неофициально и раньше других его подняли (вместе с флагом ВМФ советского образца) 29 декабря 1990 года на новой атомной подводной лодке "Пантера", которая передавалась в тот день в состав ВМФ. И под этим флагом экипаж капитана I ранга Василия Михальчука привел свой корабль к месту службы в гарнизон Гаджиево на Кольском полуострове.

    Год спустя, 17 января 1992-го, правительство Российской Федерации приняло постановление о возвращения Андреевскому флагу статуса Военно-Морского флага России. В том же году, 15 февраля, в Никольском морском соборе Санкт-Петербурга был освящён Андреевский флаг Ленинградской военно-морской базы.

    26 июля 1992-го, когда отмечался День ВМФ, на кораблях, катерах и судах был произведен торжественный спуск военно-морских флагов, вымпелов СССР. А вместо них уже официально подняли военно-морские флаги и вымпелы Российской Федерации.

    Свой нынешний вид (с диагональным крестом не голубого, а темно-синего цвета) Андреевский флаг приобрел в результате приятия  29 декабря 2000 года федерального закона № 162-ФЗ "О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знамёнах иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знамёнах других войск". В ст.3 этого закона говорится: "Знамя Военно-Морского Флота состоит из двустороннего полотнища, древка с навершием, со скобой и с подтоком. Полотнищем знамени Военно-Морского Флота является Военно-морской флаг Российской Федерации, представляющий собой белое прямоугольное полотнище, пересеченное синим диагональным (Андреевским) крестом. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Отношение ширины концов креста к длине флага 1:10".

    Поделиться