28.12.2015 00:10
    Поделиться

    Виктор Евтухов: В России появятся новые виды господдержки бизнеса

    В России появятся новые виды государственной поддержки бизнеса
    Минпромторг впервые провел мониторинг нарушений норм Всемирной торговой организации (ВТО) иностранными государствами - партнерами России. Проанализировано 78 различных способов государственной поддержки в 17 странах, включая Австралию, Аргентину, Бразилию, Индию, Канаду, США, страны ЕС.

    Этот международный опыт Россия будет использовать при субсидировании отечественных производителей. Он также пригодится при экономических спорах, которые сегодня страна ведет в ВТО.

    "Российская газета" попросила прокомментировать доклад статс-секретаря - заместителя министра промышленности и торговли Виктора Евтухова.

    Виктор Леонидович, что новое исследование даст экономике, власти и бизнесу?

    Виктор Евтухов: Возможность учиться на чужих ошибках, использовать их в своих интересах и избегать аналогичных ошибок в будущем. Если какая-то страна-член ВТО смогла оспорить государственную субсидию для компаний страны партнера, значит, для нас такая субсидия не приемлема и опасна. Если не смогла, то это в какой-то степени развязывает нам руки - мы также сможем ее применить.

    Могут ли в рамках ВТО быть поданы иски к России о запрете импорта в рамках госзакупок?

    Виктор Евтухов: Нет, в ходе присоединения к ВТО мы приняли обязательства по правительственным закупкам. Таким образом, запрет на импорт при государственных и муниципальных закупках является абсолютно легитимным инструментом поддержки отечественной промышленности в рамках членства нашей страны в ВТО.

    Из мониторинга видно, что отдельные страны регулярно обходят правила ВТО, применяют запрещенные меры господдержки - промышленные субсидии.

    Виктор Евтухов: Наши эксперты обнаружили 35 таких субсидий. Вместе с тем нашли 32 способа господдержки, которые мы можем позаимствовать без риска вступить в спор с членами ВТО.

    Например?

    Виктор Евтухов: Опыт льготного кредитования промышленных предприятий в Аргентине. Субсидируются инвестиционные товары. А условием получения субсидий является выполнение производителями обязательств социального характера. Например, не сокращать штат сотрудников, не снижать заработную плату. Поскольку субсидия направлена на решение социальных вопросов, связанных с сохранением уровня занятости, она не является запрещенной. На мой взгляд, в условиях экономического кризиса этот опыт может быть использован и для нашей страны.

    К перспективным практикам можно отнести и льготное кредитование сельхозпроизводителей при приобретении ими техники, применяется эта мера в Бразилии. В Швеции успешно практикуется освобождение от уплаты транспортного налога, причем субсидия предоставляется владельцам "экологичных" автомобилей. Она не является запрещенной в связи с тем, что покупатель не ограничен покупкой автотранспортных средств шведского производства, для того чтобы получить освобождение от уплаты налога.

    Изобретательность проявили в Нидерландах при введении субсидии для стимулирования инновационного развития и поощрения граждан (физических лиц) заниматься научной деятельностью. Речь идет о предоставлении налоговых льгот компаниям-производителям, осуществляющим научные исследования и разработки. Субсидия выдается в виде льгот по заработной плате и взносам на социальное страхование сотрудников компаний-производителей научных исследований и разработок. В связи с тем, что льготы предоставляются неограниченному кругу предприятий, субсидия также не является запрещенной в рамках ВТО.

    Нас также интересует практика предоставления экспортных субсидий иностранным покупателям нашей продукции. В настоящее время странами - членами ВТО широко используется практика субсидирования ставок экспортного кредитования государством. В России данный механизм реализуется через Внешэкономбанк. Мы можем предоставить кредит на покупку российской продукции по ставке ниже рыночной для иностранных покупателей. У нас также есть опыт использования иных программ поддержки, так, например, при продаже российских самолетов государство возмещает часть затрат на формирование первоначального склада запасных частей, обеспечения средствами наземного обслуживания и переподготовку авиационного персонала. Изучаем возможности распространения аналогичной схемы и на поддержку экспорта других отраслей.

    В рамках ВТО можно поддерживать экспорт через участие компаний в международных выставках.

    А какие запрещенные субсидии, применяемые в других странах, Россия собирается оспаривать?

    Виктор Евтухов: Нет смысла затевать дорогостоящую процедуру, если нашим производителям это не вредит. Поэтому мы консультируемся с отраслевыми союзами, нанесен ли экономический ущерб конкретным отраслям, каковы его масштабы.

    Наш анализ выявил резкий рост субсидируемого государством экспорта текстильной продукции из Индии в Россию. Там текстильным паркам выдаются гранты в размере 40 процентов от стоимости объекта инвестирования.

    К тревожным для России программам мы отнесли индийскую программу поддержки экспортеров фармацевтической продукции в форме возмещения расходов на регистрацию и испытания продукции для ее экспорта за рубеж. В этом же ряду канадская программа поддержки спроса на продукцию судостроительной отрасли. При покупке судна канадского производства покупателям морских судов выдаются льготные кредиты.

    Показателен пример автопрома Канады. Производителям дано право на беспошлинный ввоз запчастей при достижении установленного уровня добавленной стоимости. Учитываются здесь и расходы на компоненты, произведенные в Канаде, и материалы канадского происхождения, которые используются при производстве "родных" автомобилей. Субсидия рассматривалась в ВТО как запрещенная, однако при расследовании доказать это не удалось, так как для ее получения правительство Канады ввело дополнительные условия. То есть все страны на выдумки хитры.

    Вопрос оспаривания и принуждение страны к отмене запрещенной субсидии всегда очень чувствителен для нее. Ведь речь идет об оспаривании не ценовой политики конкретного предприятия, как, например, в случае с антидемпингом, а об оспаривании мер государственной политики.

    Однако если мы выиграем спор и защитим своих производителей от недобросовестной конкуренции с неоправданно дешевой зарубежной продукцией, то отечественные и иностранные производители окажутся в равных условиях.

    Как долго тянутся процедуры оспаривания?

    Виктор Евтухов: Средний срок рассмотрения дел в ВТО составляет сейчас 3-4 года. Хотя по регламенту должен длиться не более года.

    Грань между "красными" и "зелеными", разрешенными субсидиями, очень тонкая.

    Например, льготное кредитование на покупку тракторов для сельхозпроизводителей в Бразилии - допустимая субсидия, а субсидирование потребителей сельскохозяйственной техники в Аргентине - нет. В чем же разница? Условия приобретения сельскохозяйственных машин увязаны с покупкой техники аргентинского производства, то есть данная субсидия является импортозамещающей, а следовательно, запрещенной в рамках ВТО.

    А что, кстати, понимается в ВТО и в России под словом "субсидия"?

    Виктор Евтухов: Есть различие: у нас под субсидией понимается только финансовая помощь, а в ВТО - любая, которая может дать преимущество местному производителю. Например, ценообразование на газ, электроэнергия по внутренним ценам.

    Как тут не вспомнить долгий спор с европейцами по энергокорректировкам! Два года назад Россия направила в ВТО иск к Евросоюзу, требуя прекратить использование энергокорректировок при антидемпинговых расследованиях против российских компаний. Данная методика предполагает расчет стоимости товаров, исходя из европейских, а не российских цен на энергоресурсы. Это первое разбирательство по нашей инициативе в ВТО с момента вступления в организацию в августе 2012 года, и оно до сих пор не завершено.

    Насколько, в целом, серьезна ситуация? Какие сейчас проводят расследования против нас другие страны?

    Виктор Евтухов: На российские товары - от удобрений до продукции нефтехимии и металлургии - введены и действуют 112 ограничений в виде запретительных пошлин в 27 странах мира. Это в разы больше, чем применяет Россия для защиты собственных отраслей.

    В основном расследования против России инициируют США, Канада, ЕС, Украина, Индия, Турция. Свои рынки особенно рьяно защищают Австралия, Азербайджан, Индонезия, Иран. И страны СНГ: Узбекистан, Туркменистан. Также свои рынки охраняют наши партнеры по ЕАЭС: Белоруссия и Киргизия.

    Победы оппонентов в расследованиях ВТО очень чувствительны как для нашей экономики, так и для бизнеса.

    Сейчас против России проводится 22 расследования, из них 8 антидемпинговых. Иностранные оппоненты пытаются, как правило, доказать, что наши компании демпингуют, занижая цены.

    Если это докажут, то компании ждут пошлины, зачастую драконовские - до 500 процентов. Вводятся они на долгий срок - до 5 лет с возможностью продления. Очевидно, что такие высокие пошлины могут поставить крест на любой внешнеторговой деятельности.

    С компенсационными расследованиями тоже лучше не шутить. Если будет доказано, что субсидия нанесла ущерб для отрасли, то на величину этого ущерба мы опять получим пошлину. Причем стоит одной стране доказать, что субсидия нанесла ущерб для отрасли, все другие страны веерно, в прецедентном порядке начнут их применять. Так, например, произошло с российским металлопрокатом, в отношении которого было инициировано компенсационное расследование сначала Канадой, а затем США. Проще обстоит дело со специальными защитными мерами. Они вводятся не против отдельной страны, например, России, а против всех стран. Это тоже способ защиты собственного рынка, надо только доказать, насколько велик ущерб для отрасли.

    Виктор Леонидович, в каких расследованиях принимает участие Россия и против кого они направлены? Что стоит на кону?

    Виктор Евтухов: Всего мы проводим 4 антидемпинговых и одно компенсационное расследование, участвуем в пересмотре антидемпинговой меры с Украиной по стальным трубам. На кону - объемы производства российских металлургов и смежных отраслей. А значит, налоги в бюджет, сохранение или увеличение числа рабочих мест в отрасли.

    Поделиться