24.12.2015 20:35
    Поделиться

    Дмитрий Бертман поставил "Евгения Онегина" вместе со Станиславским

    Под занавес Года Чайковского в "Геликон-опере" поставили эксперимент: вернули на сцену знаменитый спектакль  К. С. Станиславского "Евгений Онегин" в постановке 1922 года. Однако спектакль воссоздан не в формате копии, а в творческой редакции Дмитрия Бертмана. Дирижер спектакля Валерий Кирьянов, художники - Вячеслав Окунев и Ника Велегжанинова. Хореограф - Эдвальд Смирнов.

    Увертюрой к премьере этого "Онегина" стала  уникальная выставка из фондов Музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину, представившая геликоновской публкие подлинные документы, вещи Чайковского, материалы, связанные с историей постановки "Онегина" К. С. Станиславским.  А на сцене под звон колоколов вручили приз доктору искусствоведения Полине Ефимовне Вайдман от Ассоциации музыкальных критиков Москвы (АМК)  - за подготовку томов полного собрания сочинений  Чайковского в авторских  редакциях и за "подвижнический труд по сохранению и изучению наследия композитора".  

    Между тем для надеявшихся увидеть на сцене "Геликона" строгую научную реконструкцию исторического спектакля Станиславского,  сохранявшегося почти 80 лет в репертуаре Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, новый "Онегин" оказался  неожиданным.  И хотя  восстанавливался  спектакль по архивным фотографиям и документам, калькой исторического он не стал.  Геликоновский "Онегин" -  это версия "по мотивам Станиславского" со своей твердой исторической частью:  мизансценами Станиславского,   сценографией,  знаменитыми колоннами, превращавшимися когда-то историческом спектакле в деревья (в сцене дуэли). Но цветовое решение в новом "Онегине"  уже совсем другое: отсылающее  к неяркой и благородной гамме старинной фотопленки, намеренно подчеркивающее дистанцию с прошлым.  И эта "далекая" красота производит особенное  впечатление - завораживает, как малеровские адажио, рождает щемящую интонацию чего-то навсегда утраченного,  невозможного, недостижимого.

    Эта интонация абсолютно созвучна миру Чайковского. Но спектакль протягивает свои аллюзии дальше: от классических колонн русской усадьбы и застывших "живых картин" (забав пушкинских времен) Татьяниных именин или петербургского бала - к времени самого Станиславского. В петербургских сценах герои одеты по моде ар-деко 20-х годов прошлого века и танцуют под Чайковского совсем не экосезы. И хотя персонажи оперы стараются попадать в точки исторических мизансцен, живут они своей жизнью. Сестры Ларины  явно "помолодели": Татьяна у Ольги Толкмит - не отрешенная романтическая барышня, а инфантильная, обидчивая девочка, влюбившаяся в Онегина, иронично разыгрывающего ее. Девочка эта с книжкой в руках с богатейшей драматической нюансировкой исполняет сцену письма. Ольга у Ирины Рейнард - капризная девчонка, стучащая ногами, драчливая, плохиш. Поет низко, словно дразня, играя резкими красками вокальной речи. Ларина (Наталья Загоринская) не может пережить тот факт, что  для нее уже все в прошлом:  ричардсоны,  герои, муж, столичная жизнь. Напоминает жестами пушкинскую Графиню. Каждый персонаж в спектакле наполнен своей историей, и все они оказываются в гротескном поле "светского общества", один из образов которого - ловелас с "дребезжащим" голосом месье Трике (Дмитрий Пономарев) с розовым бантом и в обтягивающих панталонах.  Дамы на именинах  объедаются, обпиваются и бурно радуются ссоре Ленского и Онегина. Молодой солист Игорь Морозов в партии Ленского  - ранимый, отвергнутый, без всякого тенорового надрыва создает чистейший образ идеалиста. А Онегин (Александр Исаев), наоборот, постепенно набирает свою страсть, накручивает эмоцию, впервые прорывающуюся в живом рыдании над убитым Ленским. В петербургских сценах с Татьяной его Онегин уже безумствует от любви. И князь Гремин в исполнении Алексея Тихомирова мгновенно улавливает этот нюанс: свою  знаменитую арию "Любви все возрасты покорны"   он начинает с раздражением, постепенно нагнетая ее до аффирмации любви - с полновесной басовой роскошью звука.  

    Финал известен: любовь в "Онегине"  не побеждает, но то, с какой яростью страсти объясняются в любви Тятьяна и Онегин, с каким мощным накалом  звучит оркестр, доказывает, что любовь все-таки  торжествует. И ради этого стоит затеять игру  - даже с самим Станиславским.

    Кстати

    19 января в "Геликон-опере" Полина Вайдман прочитает публичную лекцию "Настоящий Чайковский", а в 19 часов состоится концерт Андрея Коробейникова, который исполнит с Симфоническим оркестром "Геликон-оперы" под руководством Владимира Понькина Первый концерт Чайковского в оригинальной авторской редакции.

    Поделиться