21.12.2015 21:15
    Поделиться

    В российских аэропортах стали применять перчатки-металлодетекторы

    В аэропортах внедряют новые технологии безопасности
    Авиапассажиры, следующие через столичный аэропорт Домодедово, наверняка обратили внимание на необычную деталь, появившуюся в экипировке сотрудников службы безопасности. Речь идет о перчатках-металлодетекторах, которые вскоре полностью заменят обычные ручные металлодетекторы.

    По информации пресс-службы Домодедово, необычные перчатки позволят повысить эффективность досмотра посетителей на входе в аэропорт, особенно в пиковые периоды. Новинка позволит сократить время досмотра пассажиров на 15 процентов. Разработчики уверяют, что время обнаружения металлического предмета не превышает 0,1 секунды. При обнаружении металла на теле человека в перчатках срабатывает встроенный вибродатчик. Сотрудник службы безопасности сразу может определить точное местоположение предмета, провести тактильный досмотр и определить наличие или отсутствие угрозы.

    Такие перчатки-металлоискатели прошли тесты на соответствие медицинским нормам и не представляют опасности для людей с кардиостимуляторами. В пресс-службе аэропорта заверили, что новинку поставят после тестирования в достаточном количестве, чтобы экипировать каждого инспектора.

    Не секрет, что воздушные ворота всегда были приоритетными целями для проведения террористических актов и провоза контрабанды. Любому обывателю ясно, что предотвращение этих актов и обеспечение общественной безопасности является задачей первостепенной важности по сравнению с любой другой отраслью. И безопасность аэропортов прошла сложный путь от простого паспортного контроля до одной из самых высокотехнологичных областей в общественной и частной безопасности. Определить их можно с помощью интеллектуальных систем видеонаблюдения в аэропорту. Они позволяют осуществлять поиск правонарушителей по информации в базе. С помощью системы видеонаблюдения в аэропорту также можно увидеть людей, ведущих себя неадекватно в различных зонах скопления пассажиров, а также искать потерянные вещи.

    В том же аэропорту Домодедово сегодня проводится комплексная работа по внедрению современных технологических решений в систему авиационной безопасности. Например, в этом году заработал проект цифровой системы телевизионного наблюдения (ЦСТН). Система включает в себя более 100 каналов видеоаналитики и позволяет анализировать информацию по различным сценариям, включая обнаружение оставленных вещей. К ЦСТН подключены около 1500 камер высокой четкости. За счет этого оператор получает панорамное высококачественное изображение объекта с возможной детализацией отдельных фрагментов. В аэропорту Пулково около 1000 человек обеспечивают безопасность, но ни один из них не должен следить за десятью или пятнадцатью мониторами сразу. Сейчас достаточно поглядывать на три и следить за телефоном: благодаря специальным детекторам саботажа, дыма, огня и движения, система сама ведет наблюдение и оповещает операторов звуком и sms в случае нарушений порядка.

    Успешно применяется новый прибор ДВиН-1 -детектор взрывчатых и наркотических средств. В отличие от рентгеновских лучей, которые реагируют только на плотность материала, а потому пластид воспринимают так же, как кусок мыла, ДВиН анализирует состав вещества по соотношению в нем углерода, кислорода, азота, хлора и других элементов. Он легко распознает, что это: взрывчатка, наркотики или вода. До недавнего времени на то, чтобы определить, что внутри металлической детали, ушло бы минут десять.

    Принцип работы этого прибора основан на методе меченых нейтронов, известный с 40-х годов. Идея на практике применялась и раньше, просто нужен был ускоритель частиц такого небольшого размера, чтобы установка стала мобильной. Сегодня этот "мини-коллайдер" длиной 30 сантиметров и весом 8 килограммов. Разработчик прибора Михаил Сапожников из Объединенного института ядерных исследований довольно грустно констатировал, что пока в истории с ДВиНами - сплошные сослагательные наклонения: ни один из российских аэропортов пока не попросил даже о парочке таких установок, кроме аэропорта Пулково, где такая установка установлена как эксперимент. Чего не скажешь о зарубежных аэропортах. "По заказу, например, корейского аэропорта Инчхон в Сеуле мы дополнили детектор рентгеновской камерой, и они теперь досматривают им багаж", - рассказал Сапожников.

    В Домодедово для предполетного досмотра используются радиоволновые сканеры ProVision. Полный бесконтактный досмотр человека занимает всего 10 секунд. Увеличение числа сканеров и их интеграция в комплексную систему безопасности была выполнена не так давно. На сегодняшний день безопасность пассажиров и авиаперевозок в Домодедово обеспечивает 21 сканер ProVision - это одно из самых крупных внедрений досмотровых сканеров в аэропортовых комплексах мира.

    Для допуска на аэродром сотрудников, работающих на территории аэропорта, используются системы распознавания по биометрическим данным. В Домодедово впервые в России был внедрен сканер нового поколения SafeScout 100. Устройство используется при прохождении предполетного контроля на пунктах досмотра вылета внутренних и международных линий. Принцип действия этих сканеров базируется на технологии радиосигнального голографирования поверхности тела человека, что позволяет обнаружить скрытые предметы из металла, дерева, керамики, пластмассы и других материалов. Кстати, когда тестировалось это устройство, удалось обнаружить иголку, забытую мамой в воротнике рубашки сына.
    К сожалению, многие приборы конструируются только после происшедших трагедий. В декабре 2001 года террорист Ричард Рейд, прежде чем сесть в самолет Париж-Майами, спрятал пластиковую взрывчатку в кроссовках. И только по счастливой случайности не произошел взрыв. С тех пор обувь досматривают отдельно - в соседнем с "микроволновкой" рентген-аппарате, который смотрит глубже и не так уж безопасен. В отличие от микроволнового сканера Pro-Vision: за две секунды облучения в нем пассажиру наносится меньше вреда, чем от минутного разговора по мобильному. Такие есть и в Домодедово, и в Шереметьево, и во Внуково.

    Кстати, сегодня работникам Duty Free в Шереметьево и Внуково не разрешают проносить с собой даже бутылку воды. Сотрудники других магазинов в терминале D Шереметьево проходят на служебном входе такой же досмотр, как и пассажиры: те же интроскопы для дамских сумок, что и для чемоданов, те же металлодетекторы для официантов, что и для командировочных. Поставка продуктов в рестораны и кафе происходит в определенное время, и все салатные листья и кетчупы досматриваются с тем же тщанием, что и ручная кладь.

    Проверка паспортов - еще одна проблема для пассажиров. Впрочем, в последние несколько лет на пограничном контроле стали внедрять проход по электронным паспортам и машины, обрабатывающие информацию о пассажирах. А успехи биометрии в огромной мере повысили уровень обеспечения безопасности. По мнению экспертов, если некие лица, очень похожие друг на друга физически, обменяются паспортами, они могут обойти визуальный контроль. Но их обязательно поймают с помощью сканирования зрачка. Выходы, которые оснащены электронной системой проверки паспортов, также ускоряют движение потока пассажиров. Считается, что с появлением превосходных сканеров, улучшенных средств биометрии и умных систем организации очередей контроль безопасности в аэропорту может стать чуть менее раздражающим. "Мы хотим, чтобы система безопасности была незаметна для пассажиров вовсе", - говорят в Международной организации гражданской авиации.

    Поделиться