18.12.2015 21:57
    Поделиться

    Морской транспорт вооружения "Академик Ковалев" приняли в состав ВМФ

    Ученый-конструктор стал кораблем и в этом качестве вновь принят на службу

    Морской транспорт вооружения "Академик Ковалев", названный в память о выдающемся конструкторе подводных лодок Сергее Никитиче Ковалеве, принят в состав ВМФ. В пятницу, 18 декабря, в Центре судоремонта "Звездочка", где за четыре года был построен специальный перевозчик, давно необходимый военным морякам, подписали приемный акт. А на самом "Академике Ковалеве" в этот же день подняли военно-морской флаг.

    Как сообщалось ранее, строительство МТВ "Академик Ковалев" велось по проекту 20180ТВ, разработанному санкт-петербургским ЦМКБ "Алмаз" (главный конструктор проекта - Виталий Шималович). А госконтракт на его постройку был заключен между российским Минобороны и ЦС "Звездочка" в сентябре 2011 года.

    В том же году, 20 декабря, судно и было заложено в главном стапельном цехе этой северодвинской верфи, которая специализировалась, главным образом, на ремонте и модернизации подводных субмарин - атомных и дизель-электрических, включая несколько крупных заказов ВМС Индии.

    Но параллельно с судоремонтом, объемы которого в конце 90-х - начале 2000-х заметно сократись, на "Звездочке" при тогдашнем (и нынешнем) генеральном директоре Николае Калистратове начали обретать судостроительные компетенции. Одно время даже занялись постройкой рыболовецких траулеров...

    "Академик Ковалев" стал для этой верфи вторым судном специального назначения по проектам питерского "Алмаза". Первым, своего рода базовым было спасательное буксирное судно, получившее название "Звездочка". Он передано ВМФ в 2010 году и сегодня несет службу в составе Северного флота.

    О назначении транспорта "Академик Ковалев" до сего дня говорилось очень обтекаемо: будет выполнять специальные задачи, связанные с функционированием флота и обеспечением его боеготовности. А теперь кое-какие детали приоткрылись.

    "Судно вооружено мощным 90-тонным краном и кантователем, которые обеспечивают выполнение широкого спектра задач по выгрузке, погрузке и кантовке разрядных грузов", - говорится в официальном сообщении по итогам подписания приемного акта. Длина нового морского транспорта - 107,6 метра, наибольшая ширина - 17,8, полное водоизмещение - 6300 тонн, экипаж - 60 человек. Судно способно принимать вертолеты морского базирования. Известно также, что "Академик Ковалев" оснащен системой автоматического позиционирования, позволяющей судну удерживаться в заданной точке при волнении моря, ветре, течении…

    Словом, сможет при необходимости доставить в нужную точку в нужное время и передать - на борт подводной лодки, надводного корабля или на береговую базу - и ракето-торпеды, и просто торпеды, а также крылатые и баллистические ракеты, включая твердотопливную "Булаву" и не уступающую ей по дальности МБР "Синева" на жидких компонентах топлива. Ракеты именно этого типа состоят на вооружении подводных крейсеров "Верхотурье", "Тула", "Брянск" и других кораблей проекта 667БДРМ, что были созданы под непосредственным началом генерального конструктора ЦКБ "Рубин" академика Сергея Ковалева, прошли модернизацию на "Звездочке" и по сей день образуют костяк морской группировки стратегических ядерных сил России.

    Специальный транспорт с именем академика на борту не случайно имеет усиленный ледовый класс (Arc-5) - он предназначен для погрузки, выгрузки и транспортировки морем различных образцов вооружения. Будет надо - доставит с Северного флота на Тихоокеанский и все, что потребуется для группировки подводных лодок четвертого поколения. Ведь вслед за "Александром Невским" - первым серийным "Бореем" - туда уже будущим летом должен отправиться второй - "Владимир Мономах". А следом еще - и стратегические "Бореи", и многоцелевые "Ясени"…

    Что приятно удивляет: МТВ "Академик Ковалев" вывели из эллинга и спустили на воду в июле 2014-го - всего через два с половиной года после закладки. Еще несколько месяцев достраивали на плаву. С марта по сентябрь нынешнего года корабелы "Звездочки", экипаж судна и специалисты организаций-контрагентов выполнили обширную программу швартовных испытаний и подготовили заказ к началу испытаний ходовых.

    - В первый раз "Академик Ковалев" вышел в море 11 октября, - сообщил "РГ" представитель верфи Евгений Гладышев. - А уже к началу декабря экипаж судна и сдаточная команда полностью выполнили программу заводских ходовых, а затем и государственных испытаний заказа.

    Сейчас, по информации того же источника, в Центре судоремонта "Звездочка" по заказу российского Минобороны ведется строительство еще двух судов специального назначения - спасательного буксирного "Академик Александров" (проект 20183) и морского транспорта вооружения "Академик Макеев" (проект 20181). Кто из прославленных академиков останется на Северном флоте, а кто уйдет на Тихоокеанский, гадать не будем. Работы хватит и там, и там.

    Поделиться