16.12.2015 15:17
    Поделиться

    Какие профессии выбрали незрячие студенты минского филиала РГСУ

    Студент четвертого курса минского филиала Российского государственного социального университета Женя Зеленкевич через полгода станет дипломированным специалистом по социальной работе. Парень планирует трудиться в некоммерческой организации, а интерес к делу подогрела практика в этой сфере - от сотрудничества с общественным объединением "Позитивное движение" до социального проекта по украшению стен в детской инфекционной больнице. Выбор профессии был серьезным и обдуманным, ведь молодой человек не понаслышке знает, как непросто тем, у кого серьезные проблемы со здоровьем. Сам Женя незрячий, но это не мешает ему жить полной жизнью и на отлично сдавать экзамены в вузе.

    Студентов, живущих на ощупь, в филиале РГСУ четверо, и ребята быстро становятся частью коллектива, в том числе потому, что их не выделяют в особую группу. Да и сами незрячие студенты против привилегий. Вот на втором курсе на психолога учится Маша Рудко, активности которой можно позавидовать. Незрячая девушка сама ездит на занятия трамваем, ловко бегает по лестницам университета, а после пар уделяет время шашкам, шахматам, настольному теннису и плаванию. Свои навыки ориентирования Маша получила в Курском музыкальном колледже, где освоила фортепиано:

    - Другая страна, рядом нет никого из близких, к этому пришлось быстро приспосабливаться и стать более самостоятельной. После окончания колледжа домой вернулась в конце июня, когда вступительные экзамены в белорусских университетах уже закончились. А в филиале российского вуза как раз успела сдать при помощи шрифта Брайля изложение по русскому языку, биологию и математику.

    Маша уже проходила практику на базе территориального центра социального обслуживания и в профессии не разочаровалась, поэтому сейчас пытается найти свою нишу. А еще девушка уверена, что опыт взаимодействия с такими студентами, как она, важен для обучения в вузе социального профиля. Тем более что и сверстники рады ненавязчиво помочь: мгновенно сами договариваются, кто проводит незрячих одногруппников в библиотеку или столовую, а кто подсобит в гардеробе.

    В филиале вуза, созданном при поддержке Союзного государства, уже третий год нет ни одного бюджетного места для студентов-инвалидов

    Представители вуза готовы делиться с коллегами опытом в организации активно обсуждаемого сейчас инклюзивного обучения, благо, есть что показать и рассказать. Правда, сделать это непросто, ведь это высшее учебное заведение в Беларуси, созданное по инициативе и при поддержке Союзного государства, вдруг оказалось на обочине образовательного процесса - после того как прекратилось финансирование в 2013 году, а значит, не стало и бюджетных мест. Российская сторона не помогает, так как распределение бесплатных мест от головного университета перешло в ведение Министерства образования и науки, которое решило не целесообразным тратить деньги на подготовку кадров в зарубежных филиалах. Абсурдность ситуации в том, что филиал в свое время открывали именно для приближения российских образовательных услуг к белорусам. В свою очередь белорусская образовательная система тоже оказалась в стороне, ведь филиал РГСУ работает полностью по российским стандартам, предлагая на выходе выпускникам дипломы российского образца.

    - С 1999 по 2013 год, например, только на реконструкцию учебного корпуса и ремонт общежития было потрачено более 70 миллионов российских рублей, из них 58% суммы - внебюджетные средства РГСУ, а 42% - из бюджета Союзного государства. Так, на месте разбитого детского сада появился современный университет, - рассказывает директор филиала Сергей Полетаев. - Деньги вложены большие, но проблема состоит в том, что сейчас у нас нет реального источника финансирования, и мы занимаемся подготовкой специалистов исключительно за счет средств студентов и по трехсторонним договорам с организациями...

    Сегодня из 1751 студента в минском филиале РГСУ получают образование 66 ребят из стран СНГ. 59 из них - россияне. Женя единственный из четырех незрячих студентов, кто еще успел поступить на бюджет. Первокурсники специальности "Конфликтология" Артем Мялик и Александра Краско, которых мы застали на занятиях по введению в специальность, учатся платно, хотя с их способностями могли бы смело стать студентами бесплатного отделения. Другое дело, что далеко не каждый вуз готов зачислить студента с нарушением зрения. Спокойный Артем выбрал конфликтологию не случайно. Говорит, конфликтов вокруг много, и нужно же кому-то их решать. Парень уже успел завоевать расположение преподавателей своим серьезным отношением к делу, когда в первые дни учебы именно Артем одним из первых вызвался на университетский субботник. А Саша за первый семестр учебы прославилась как обладатель самых подробных конспектов лекций. В то время как ее однокурсники отвлекаются на посторонние дела, незрячая первокурсница со скоростью опытной стенографистки фиксирует все на ноутбуке. К счастью, сейчас доступны программы, которые позволяют озвучивать любой текстовый документ. Именно у нее одногруппники просят одолжить конспект. Во время учебы в школе девушка освоила фортепиано и вокал и собиралась поступать в Гродненский медицинский колледж на массажиста, но не дала разрешения медико-реабилитационная экспертная комиссия. В итоге за две недели вместо вызубренной истории Беларуси пришлось срочно нагонять историю России. Справилась! И сейчас Саша не скрывает, что довольна таким поворотом судьбы...

    В тему

    В Астрахани не затихает скандал вокруг судьбы 21-летнего незрячего выпускника школы-интерната Вячеслава Глинкина, которого выгнали из общежития из-за собаки-поводыря. Эту историю поведала своим читателям "Российская газета".

    Вместе со своим четвероногим другом слепой парень стал бездомным. Хотя по закону он уже давно должен жить в своей квартире. Согласно местному законодательству дети-сироты имеют первоочередное право на получение квартиры. Но только там, где они были прописаны на момент включения их в очередь. Вячеслав Глинкин родом из Лиманского района. Там социальное жилье не возводят уже много лет. Окончив интернат, Вячеслав поступил в Астраханский губернский техникум. Его друг решил стать музыкантом. В общежитии от музучилища с разрешения руководства поселился и Глинкин. Все было хорошо, пока у слепого парня не появилась собака. Оливер - лабрадор, специально обученный для жизни с людьми, лишенными зрения. Такие собаки положены незрячим по закону. На собаке амуниция с красным крестом, что означает: это поводырь.

    История незрячего инвалида первой группы не оставила в стороне астраханцев и жителей других городов. В защиту Вячеслава Глинкина была составлена петиция, которую подписали почти двести тысяч человек. Она направлена в правительство Астраханской области. В ней просьба восстановить справедливость.

    Руководитель музыкального училища в беседе с корреспондентом заявил: о том, что кто-то обидел сироту, он узнал лишь тогда, когда об этом заговорила общественность. И сейчас он готов исправить ситуацию и выделить для парня и его пса отдельную комнату. Подписанная сторонниками инвалида петиция также уже получена адресатом. О проблеме незрячего инвалида губернатор Астраханской области Александр Жилкин теперь осведомлен лично.

    - Вячеслав Глинкин и его четвероногий друг без жилья ни в коем случае не останутся! - заверил губернатор. - Моя принципиальная позиция: дети-сироты должны получать квартиры только в новых домах и в первую очередь. Обеспечение их жильем - одна из приоритетных задач для правительства Астраханской области.

    Согласно официальным данным, в России более 214 тысяч инвалидов по зрению.

    Поделиться