15.12.2015 00:42
    Поделиться

    Как бизнес решит проблему очередей на соцобслуживание

    Проблему очередей на соцобслуживание решит бизнес
    Сегодня население России в возрасте старше 60 лет, по данным минтруда, составляет более 20% от всего населения страны. Около 80% пожилых людей нуждается в том или ином виде ухода. Мест в учреждениях соцобслуживания недостаточно, поскольку во всех регионах наблюдаются очереди из тех, кто нуждается в стационарном уходе.

    Еще в прошлом году регионам было поручено ликвидировать очереди в стационарные учреждения соцобслуживания к 2018 году. С того момента был предпринят ряд серьезных шагов для исполнения указанного поручения, в том числе путем привлечения бизнеса. Вступил в силу Закон N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ", позволяющий оказывать социальные услуги организациям всех форм собственности, включенным в реестр поставщиков. Также был создан механизм субсидирования процентной ставки в отношении инвесторов, реализующих проекты в социальной сфере (постановление правительства РФ N 1582). В НК РФ внесены изменения, устанавливающие льготу по НДС, а также нулевую ставку по налогу на прибыль при оказании определенных социальных услуг. Перечень объектов, в отношении которых возможно заключать концессионные соглашения путем включения в него объектов социального обслуживания, был расширен.

    Почему же важно привлечение частных инвесторов в сферу социального обслуживания? Решить проблему очередей на стационарное социальное обслуживание можно и путем строительства новых объектов силами государства и за его счет. Однако ГЧП с применением механизмов субсидирования является более эффективным средством ликвидации очередей как с точки зрения оптимизации бюджетных расходов, так и с точки зрения повышения качества оказываемых социальных услуг. В ходе реализуемой модели по ГЧП со стороны частного инвестора предпринимаются следующие мероприятия в рамках проекта. Во-первых, привлечение финансирования в проект (кредитные либо собственные средства). Во-вторых, организация проектирования и строительства объекта социального обслуживания, а также передача объекта в собственность публичному партнеру, эксплуатация объекта инвестором в течение всего срока проекта. И наконец, оказание соцуслуг пожилым гражданам по тарифам, установленным в регионе.

    Очевидно, что реализовать эти мероприятия можно только в случае заинтересованности инвестора в проекте. Обязательство инвестора оказывать на объекте социальные услуги по тарифам сопряжено с тем, что инвестор самостоятельно не сможет окупить капитальные затраты на строительство, поскольку структура тарифа по социальным услугам не включает инвестиционную составляющую. Таким образом, реализация ГЧП-проекта в сфере социального обслуживания возможна только с помощью привлечения финансирования со стороны публичного партнера в целях возмещения части расходов инвестора на строительство объекта. Однако в отличие от строительства государственных учреждений социального обслуживания полностью за счет бюджета в случае с реализацией проекта ГЧП финансовая модель может предусматривать бюджетное софинансирование, начиная только с момента ввода объекта в эксплуатацию и заканчивая моментом погашения инвестором кредита. Причем источником бюджетного финансирования со стороны региона могут быть собственные средства бюджета субъекта; субсидии из федерального бюджета на покрытие расходов инвестора процентной ставки в порядке, предусмотренном постановлением N 1582; субсидии из ПФР в порядке, предусмотренном постановлением правительства РФ N 456. Структура финансирования проекта может быть выстроена таким образом, что после выплаты инвестором кредита и возврата инвестиций в строительство бюджетное софинансирование проекта будет ограничиваться только возмещением тарифа, утвержденного в регионе по социальным услугам граждан, признанных нуждающимися.

    Для реализации ГЧП-проектов согласно описанной модели будут необходимы следующие мероприятия. Порядок субсидирования процентной ставки принят на федеральном уровне в рамках постановления N 1582, но механизм будет работать только после принятия региональных подзаконных актов, устанавливающих требования к инвесторам для предоставления субсидии. Сейчас такой порядок не разработан ни в одном регионе, что фактически парализует возможность применения субсидирования процентной ставки. Кроме того, порядок субсидирования создания объектов социального обслуживания со стороны ПФР урегулирован постановлением N 456, однако его нормы не могут быть применены к реализации проектов по ГЧП, поскольку распространяются только на мероприятия по созданию учреждений соцобслуживания полностью за счет бюджетных средств без привлечения инвестиционных вложений.

    Мероприятия для использования указанных механизмов софинансирования проектов ГЧП позволят решить проблему очередей в организации социального обслуживания к 2018 году.

    Поделиться