15.12.2015 00:44
    Поделиться

    В России улучшат систему сбора и утилизации отходов

    Система по сбору и утилизации отходов нуждается в пересмотре
    Завершилось публичное обсуждение постановления об утверждении правил обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Проект разработан минстроем по поручению правительства РФ. Речь в документе идет о выборе на конкурсной основе регионального оператора, с которым собственники сооружений и земельных участков будут обязаны заключать договор на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации мусора. В случае неисполнения обязательств по оплате услуг региональный оператор будет вправе потребовать неустойку.

    Как известно, самые стабильные деньги во всем мире зарабатываются именно на инфраструктурных вещах, будь то монополия на парковки или монополия в мусорном бизнесе.

    Цель проекта - максимизация объемов утилизации отходов и снижение опасности для окружающей среды и здоровья людей. Региональные операторы должны будут отвечать за всю цепочку обращения с отходами (сбор, вывоз, обработку, обезвреживание), вывозить мусор по строго согласованному маршруту. Авторы инициативы решили, что таким образом удастся избежать ситуации, когда транспортные компании, получая деньги за вывоз мусора, отправляют его на ближайшие нелегальные свалки. На первый взгляд, задумка казалась прекрасной, на второй - не слишком простой.

    Фактически речь идет о создании очередной монополии - единого оператора - гиганта, занимающегося вывозом и утилизацией отходов, который поглотит все мелкие компании и лишит их способности обслуживаться в конкретном регионе. Выбирать оператора будут на конкурсной основе. При этом оператор будет выбираться на 10 лет.

    В тени пока тема с тарифами. Как минимум сейчас необходимо прояснить ситуацию с платежами, чтобы каждый потребитель смог посчитать, сколько ему предстоит платить. Как максимум дать возможность незаинтересованным структурам контролировать целевое использование собираемых денег. Мы знаем, что система тарифов в России несовершенна, нередко формируется по принципу потолка и демонстрации затрат. И в этом случае меньше всего хотелось бы столкнуться с ситуацией, когда сначала тарифы будут скромными, затем - после подсчета всех возможных расходов со стороны исполнителя - цены начнут расти.

    На этом финансовые вопросы не заканчиваются. В случае неисполнения обязательств по оплате услуг региональный оператор будет вправе потребовать неустойку в размере двукратной ставки рефинансирования ЦБ, установленной на день предъявления требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки. Оператор будет вести учет количества принятого мусора, и, если отходов окажется меньше, возникнут вопросы о том, куда уходят отходы. Как правило, это приводит к системе штрафов.

    Согласно идее разработчиков, система региональных операторов должна обеспечить качественные услуги и модернизировать структуру. Однако на деле есть риск получить дорогую и неэффективную структуру. У монополиста нет задачи быть эффективным. Нет конкуренции - нет развития. Возможно, нынешняя система по сбору и утилизации мусора неидеальна, но в ней надо создавать правила и давать возможность конкурировать, создавать инструменты государственно-частного партнерства.

    Поделиться