07.12.2015 00:47
    Поделиться

    Минобрнауки объявило победителей Всероссийского инженерного конкурса

    В конце ноября прошло награждение победителей Всероссийского инженерного конкурса (ВИК), организованного минобрнауки и госкорпорацией "Росатом". В этом году он объединил около 1,5 тыс. участников со всей страны - лучших студентов, магистрантов и аспирантов, получающих инженерное образование. ВИК состоит из нескольких конкурсов, в каждом из которых были отобраны лучшие проекты. Победителями конкурса индивидуальных исследовательских проектов, например, стали 20 человек. Проекты относятся к самым разным сферам - медицина, нефтепереработка, транспорт, радиотехника и связь.

    Также в ходе ВИК проводятся конкурсы, организаторами которых выступают предприятия реального сектора экономики, общественные организации и объединения работодателей. Десять человек стали победителями турнира молодых профессионалов "ТеМП", проводимого "Росатомом", по два были выбраны в инженерно-техническом конкурсе в судостроении и конкурсе научно-технических работ молодых специалистов. Три человека стали лучшими во Всероссийском нанотехнологическом инженерном конкурсе среди студентов и аспирантов, проводимом Фондом инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО. В следующем году Фонд примет эстафету соорганизатора ВИК от "Росатома".

    "Мы видим востребованность инженерных специальностей как крупными компаниями - лидерами индустрии, так и малыми инновационными компаниями, - отметил член правления ФИОП РОСНАНО Андрей Трапезников. - Все больше молодых людей связывают свои жизненные планы с инженерным делом. Только в нашей сети наноцентров они создали 372 стартапа, работающих над перспективными технологиями. В следующем году мы как соорганизатор ВИК будем стремиться повысить узнаваемость и популярность этого важного конкурса".

    С каждым годом на инженерные специальности идут все больше молодых людей, отметили участники "круглого стола" "Новая модель инженерного образования". Профессия требует совмещения компетенций и знаний из разных областей научных знаний - например, в авиастроении нужны знания химии, чтобы разрабатывать новые технологии с использованием полимеров. Поэтому образовательные программы должны постоянно совершенствоваться, учитывать потребности предприятий.

    На инженерные специальности сегодня идут хорошо мотивированные молодые люди, рассказал первый проректор - проректор по учебной работе МГТУ им. Н.Э. Баумана Борис Падалкин. По его словам, хорошая фундаментальная подготовка - это только одна часть, не менее важно и то, зачем студент пришел в университет, достаточно ли он мотивирован на учебу. "Есть масса примеров, когда человек с хорошим заделом и знаниями учился без особых успехов. Но есть и обратные примеры, когда даже отсутствие достаточных знаний компенсировалось упорством и желанием учиться", - отметил Падалкин. По его словам, содержание образовательных программ за последние годы существенно изменилось. В инженерном деле происходит цифровая революция, длинные ряды кульманов ушли в прошлое, и все - от технологий и оборудования до управления производственными процессами - создается с помощью ПО. "Иногда доводится слышать - нельзя все делать только на компьютере, нужно уметь чертить и проектировать руками. Это так. Однако профессиональный арсенал инженера сегодня должен включать в себя умение работать с программами, с которыми ему придется столкнуться на рабочем месте", - рассказал Падалкин.

    Для того чтобы минимизировать разрыв между получаемыми в университете знаниями и потребностями работодателей, вузы постоянно взаимодействуют с предприятиями. Например, у той же Бауманки почти 700 договоров о производственной практике с разными компаниями. То есть студенты не просто получают абстрактные знания, но и пробуют себя в реальных задачах.

    Уделяя внимание практике, вузы не забывают и о научной составляющей инженерной профессии. По мнению завкафедрой строительных конструкций и сооружений РУДН Веры Галишниковой, именно эта составляющая отличает университет от других вузов, готовящих инженеров, - их можно назвать техническими колледжами. Эксперт уверена, что инженерные факультеты должны оставаться не только в специализированных, но и в классических университетах, потому что там существуют предпосылки для междисциплинарного развития инженерного дела.

    Галишникова также добавила, что современные инженерные программы в университетах должны строиться на генерации новых знаний. Преподаватели должны не просто транслировать знания, но и сами их создавать, вовлекая в этот процесс студентов. "Мы стараемся работать через создание инновационных авторских программ магистратуры, - рассказала она. - Например, программа "Инженерно-физические технологи в наноиндустрии" - это ответ на потребности общества, так как есть необходимость в развитии таких технологий".

    Поделиться