03.12.2015 20:17
    Поделиться

    Комедия "Страна ОЗ" встала в оппозицию "пластиковому" новогоднему кино

    Новорусский массовый кинематограф, рожденный в середине сытых нулевых, когда мелкобуржуазный гламур стал явлением стилеобразующим, породил уродливое явление, интеллектуальный урон от которого еще предстоит оценить: речь о так называемом "добром кино". Под добротой в данном случае понимается еще советская установка на пластмассовую бесконфликтность - в зафотошопленном мире этих картин хорошее бьется с лучшим, а хеппи-энд настолько неизбежен, что от этой неизбежности тошнит.

    Самой кондовой разновидностью "доброго кино" стала новогодняя комедия - жанр во всем мире изъезженный, но на нашей унавоженной безвкусицей почве он и вовсе превратился в антологию самых презренных кинематографических клише. Большинство отечественных фильмов, с широкой рекламой выходящих в прокат с 25 декабря по 2 января, живописуют такую свистопляску "правильных", "семейных" "ценностей" (именно так - каждое слово в кавычках, потому что все в этих картинах - и форма, и содержание - суррогат), что хоть святых выноси.

    Но любое действие рождает противодействие, и возникновение культурного сопротивления коммерческой машине, клепающей бездушные фильмы, не приходя в сознание, было неизбежным. И первый выдающийся итог этого резистанса принадлежит Василию Сигареву, чья "Страна ОЗ" как раз вышла в прокат.

    О своей задумке снять анти-"Елки" Сигарев охотно рассказывал на позапрошлом "Кинотавре" - том самом, где одним из главных событий стала его мрачная картина "Жить", в которой правят бал тлен, смерть и безысходность . Поэтому в способности создать ядовитое высказывание Сигарева еще можно было заподозрить, но вот что касается умения сделать смешное кино - разные были мнения. Забегая вперед, следует признать, что Сигарев выданные авансы не просто оправдал, но и, кажется, утвердился в нашем кино в новом звании - самого бескомпромиссного и разностороннего режиссера из поколения, пришедшего в кино в последние десять лет.

    В высшей степени саркастическое, сатирическое и по-хорошему злое кино

    "Страна ОЗ", к счастью, не исчерпывается своей оппозиционностью по отношению к пластиковому новогоднему мейнстриму - можно вообще не знать о существовании пресловутых "Елок", но смеяться над "Страной ОЗ". Как всякий смех в России, тут, впрочем, нам явлен смех сквозь слезы. Потому что Сигарев живописует абсурд нашей жизни, не жалея ни иронии, ни сарказма, ни порой гиперболы - иногда переступая границы вкуса, но ни разу не согрешив против истины. Выбирая простецкую схему - сюжет фильма исчерпывается тем, что блондинка Лена Шабадинова (супруга режиссера Яна Троянова) из Малой Ляли в канун Нового года едет устраиваться на работу в ночной ларек в соседний крупный город, но никак не может туда попасть из-за все время случающихся с ней встреч с удивительными персонажами - он наполняет ее таким количеством жизни, что порой кажется, что хватило бы на два, а то и на три фильма. И тут занятно, как в условный замысел режиссера проникает национальный менталитет. Очевидно, "Страна ОЗ" задумана как перепев "Алисы в Стране чудес" - как и у Кэрролла здесь главная героиня попадает в иррациональное пространство, которое населяют мифологические персонажи. Мифология зиждется на национальных архетипах - матерящаяся баба в бигудях, корпулентный ловелас и другие безошибочно узнаваемые типажи. В роли Королевы червей Инна Чурикова, Чеширский Кот - Гоша Куценко.

    Менталитет же в том, что в эту концепцию проникает еще как минимум одна литературная основа, на сей раз - сугубо отечественная. Потому что "Страна ОЗ" - это еще и парафраз поэмы "Москва - Петушки", каноническое произведение о невозможности доехать из точки А в точку Б. Картина Сигарева вольно пересказывает произведение Ерофеева, меняя акценты, - в фильме главная героиня трезва как стеклышко, тогда как вокруг нее нет, кажется, ни одного непьяного персонажа (за одним исключением в виде камео мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана). Результат, однако, тот же - до ларька, в котором в это время разыгрывается фарс с участием артиста Александра Баширова (и это просто надо увидеть), Лене Шабадиновой добраться не суждено.

    В высшей степени саркастическое, сатирическое и по-хорошему злое кино Сигарева может вызывать разные чувства. Не может оно лишь одного - оставлять зрителя равнодушным. И если к предыдущему фильму режиссера - картине "Жить" - хотелось приделать слово "страшно", то "Страна ОЗ" расширяет тему экзистенции в России - жить здесь весело и страшно.

    Поделиться